«Очень удивлены этому решению»

Адвокаты бывших акционеров ЮКОСа обжалуют постановление Окружного суда Гааги

Бывшие акционеры ЮКОСа удивлены решением Окружного суда Гааги, отменившего взыскание с России $50 млрд за экспроприацию активов нефтекомпании. В Минюсте РФ “Ъ” сообщили, что это дает основания требовать отмены ареста российских зарубежных активов в странах, а также «делает практически неисполнимым арбитражное решение в тех государствах, где процессы еще не начинались». В то же время юристы бывших акционеров обанкротившейся нефтекомпании настаивают, что отмена решения арбитража в Нидерландах еще не означает, что оно не будет признано и исполнено в других странах.

Фото: Алексей Мякишев, Коммерсантъ

Сегодня бывшие акционеры ЮКОСа провели телефонную конференцию, транслировавшуюся в 56 государствах. Представлявшие интересы нефтяной компании юристы и лично Тим Осборн не скрывали того, что не ожидали такого решения окружного суда Гааги. «Очень удивлены этому решению. Мы будем оспаривать его в апелляционном суде. Это все, что я пока могу сказать к этому моменту»,— заявил Тим Осборн, предварительно напомнив, что «уничтожение ЮКОСа было политически мотивированным».

Юристы компании заявили, что рассчитывают отменить это решение в апелляционной инстанции. Заявление будет подано в апелляционный суд Гааги. «У нас есть три месяца, чтобы подать заявление, еще три месяца, чтобы подать дополнения и уточнения»,— сообщили представители GML.

На конференции юристы, представляющие интересы бывших акционеров ЮКОСа, ответили на вопрос о судьбе процессов, запущенных в зарубежных государственных судах, по вопросу о признании отмененного решения Гаагского арбитража. «Суды в каждой из зарубежных юрисдикций будут самостоятельно решать, будут ли они признавать это решение. Но абсолютно точно — это не конец уже начатых процессов»,— сообщили юристы GML. Таким образом, по мнению истцов, отмена арбитражного решения в Нидерландах не означает, что оно не может быть признано и исполнено в других странах, куда обратились бывшие акционеры ЮКОСа. Помимо Нидерландов таких стран на данный момент шесть: Бельгия, Франция, Великобритания, Германия, США, Индия.

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский также прокомментировал решение Окружного суда Гааги. В Twitter он объяснил его тем, что «Запад решил ослабить давление».

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что во всех странах начнется немедленный процесс прекращения исполнительного производства по делу бывших акционеров ЮКОСа. «Мы прекрасно понимаем, что это не конец истории»,— сказал господин Песков. По его словам, «работа будет продолжаться в самых разных юрисдикциях».

В Министерстве юстиции России пояснили, что отмена решения гаагского арбитража не снимает аресты с российских зарубежных активов, но дает основания требовать их отмены. «В соответствии с определением Окружного суда города Гааги, вступающим в силу незамедлительно, решение арбитража по иску бывших акционеров ОАО НК ЮКОС полностью отменено. Данный вердикт дает основания ходатайствовать об отмене признания и исполнения арбитражного решения в тех странах, где уже была выдана экзекватура (Франция, Бельгия), и делает практически неисполнимым арбитражное решение в государствах, где процессы еще не начинались»,— сказали “Ъ” в Минюсте. В ведомстве также сообщили, что Россия будет добиваться компенсации затрат, понесенных в связи с судебным разбирательством (эти затраты предварительно оценены в €16,8 тыс.— “Ъ”).

«Положительным моментом является то, что активы РФ после вынесения решения Окружного суда должны быть “разморожены”,— сказала “Ъ” управляющий партнер АБ “Асташкевич и партнеры” Анастасия Асташкевич.— Другие процессы о признании решения арбитража, безусловно, будут вестись в каждой юрисдикции отдельно, но высока вероятность того, что в приведении в исполнение решения арбитража будет отказано. Доводы российской стороны, принятые Окружным судом, убедительны».

Партнер BGP Litigation Александр Ванеев в эфире “Ъ FM”: «Это (постановление Окружного суда Гааги.— "Ъ") для снятия ареста оснований не дает, потому что, во-первых, еще есть вышестоящая инстанция, во-вторых, сам по себе арест — это временная мера, она направлена на сохранение некоего status quo, и тут уже все зависит от усмотрения локальных судов, как они оценят, можно ли сказать, что в споре поставлена точка, или нельзя. Я бы все-таки пришел к выводу, что в споре пока не поставлена точка, и поэтому, наверное, снимать аресты с соответствующих активов преждевременно, хотя суды могут решить и по-другому». Читайте подробнее


Как ЮКОС бродит по Европе

Экс-акционеры ЮКОСа в 2015 году начали кампанию по взысканию с России около $50 млрд, отсуженных в 2014 году в Гааге. Судебные приставы Бельгии и Франции приступили к аресту счетов и ревизии имущества РФ и подконтрольных ей структур в этих странах, на очереди Великобритания и США. На тот момент масштабы проблем были невелики, но юристы предупредили, что арест, скорее всего, в итоге будет наложен на средства и активы стоимостью в несколько раз выше требуемой суммы, а урегулирование проблем может занять восемь—десять лет. Читайте подробнее

Как российские активы в Бельгии были арестованы по иску ЮКОСа

В июне прошлого года на все российские учреждения в Бельгии, кроме дипломатических представительств, был наложен арест. Это сделали судебные приставы во исполнение решения третейского суда в Гааге — он в 2014 году удовлетворил иск Group Menatep Limited, представлявшей интересы бывших акционеров обанкроченной государством нефтекомпании ЮКОС. Аресты в Бельгии происходили в интересах Yukos International Limited, на которую пришлось около $1,8 млрд из отсуженных $50,2 млрд. Россия намерена обжаловать арест, но сделать это можно лишь через бельгийское правосудие. Читайте подробнее

Как французские приставы приступили к аресту имущества России по иску ЮКОСа

Французские приставы в июне 2015 года приступили к исполнению судебных решений, направленных на арест российского имущества во Франции. Причиной называлось исполнение решения гаагского третейского суда по иску бывших акционеров ЮКОСа. Об этом говорилось в уведомлениях от судебных приставов, полученных рядом российских компаний и представительств во Франции. Ранее стало известно, что арест был наложен на все российские учреждения в Бельгии, кроме дипломатических представительств. Читайте подробнее

Андрей Райский, Дарья Коржова

Вся лента