«Элла Памфилова не побоялась быть принципиальной»
ЦИК отменил выборы в Барвихе
Центризбирком обязал отменить досрочные выборы в подмосковной Барвихе. Постановление вышло сразу после выступления председателя ЦИК Эллы Памфиловой. По ее словам, муниципальная избирательная комиссия приняла решение о назначении досрочного голосования с нарушениями. Ранее с выборов в сельсовет Барвихи снялись четыре кандидата от фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. По их мнению, голосование в этом округе происходит с массовыми фальсификациями. После этого Элла Памфилова заявила СМИ, что «мальчики плохо знают законодательство — это никак не влияет на работу комиссии». Председатель правления Центра политических технологий Борис Макаренко обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Маратом Кашиным.
— Как вы считаете, почему в итоге было принято такое решение, было ли здесь какое-то давление со стороны ЦИКа или кого-то еще?
— Давление на кого со стороны ЦИКа?
— Я имею в виду на всю эту избирательную кампанию.
— Если ЦИК принял решение отменить выборы, то, естественно, это не давление, это законное воздействие. Отдадим должное новому председателю — она не побоялась быть принципиальной, она увидела, что ситуация скандальная, она увидела, что есть основания считать, предполагать, что нарушения были в назначении досрочного голосования. Прокуратура разбиралась с тем, кто же там досрочно проголосовал, откуда эти люди взялись. В общем, не пошла на поводу у тех явлений, которые иногда на низовом уровне в избирательных комиссиях происходят, а случай-то не единичный наверняка. Так что Элла Памфилова показала новую руку.
— И можно ли из этого частного случая делать какие-то глобальные выводы о том, что политика ЦИК как-то изменится в будущем?
— Это уже новая вещь. Обычно ЦИК если и реагировал такими сильными мерами, то постфактум, после того, как такие выборы уже состоялись и были скандалы. Здесь, если говорить об оппозиции, которая подняла этот вопрос, она заслуживает и поощрения, и порицания. Поощрения за то, что они громко подняли вопрос, добились встречи с председателем Центризбиркома и, в конечном счете, добились отмены выборов. Если бы граждане не протестовали, хотя в данном случае гражданами являлись кандидаты, то такие фокусы бы проходили дальше и дальше. За что они заслуживают порицание: когда я прочел утром, что эти кандидаты снимаются с выборов, мне показалось, что это признак истерики, потому что если бы выборы состоялись, единственный способ доказать для них, что они были правы, — это продемонстрировать результаты, сказать, например, нашим кандидатам не хватило для победы 200 голосов, — а именно столько и было досрочно проголосовавших, — а мы на самом деле сильные кандидаты.
Но раз выборы отменены, значит, они будут назначены вновь, за ними уже по определению будет пристальный контроль со стороны вышестоящих избирательных комиссий и со стороны общественности, значит, там труднее будет откуда-то взяться таким проголосовавшим, которые расписаться в бюллетене толком не могут.
— А шансы повышаются у сторонников Навального на этих выборах?
— Если на выборах нет честности и прозрачности, то ни у какой оппозиции нет почти никаких шансов.
— Памфилова, совершив это действие, вселяет какую-то надежду, наверное. По крайней мере, в Twitter сейчас представители оппозиции пишут, что она молодец. А в дальнейшем как это может выглядеть, то есть может ли Центризбирком в целом изменить свою политику?
— Я с уважением отношусь к госпоже Памфиловой, но в данном случае она просто честно и добросовестно сделала то, что должен был сделать председатель вышестоящей избирательной комиссии. Если выборы уже на носу, объективно разобраться уже некогда, а есть серьезные основания подозревать нарушение на предыдущих этапах избирательной кампании, то, значит, надо выборы отменять. Она поступила правильно.