Анкара подняла стальной занавес
Турция повременит с пошлинами на прокат
Турция отказалась от антидемпингового расследования импорта горячекатаного плоского проката (HRC), которое могло серьезно ударить и по российским ММК, НЛМК и "Северстали". Жалобу отозвали сами турецкие металлурги, как говорят источники "Ъ", "из-за слабой доказательной базы": в 2014 году импорт HRC в Турции упал на 18%, кроме того, за импортеров заступились местные потребители. Но в отрасли не исключают нового расследования: уже в 2015 году Турция нарастила импорт на 41%.
Турция прекратила антидемпинговое расследование в отношении импорта HRC из России, Китая, Словакии, Японии, Франции, Румынии и с Украины, сообщил вчера бюллетень правительства Resmi Gazete. Решение вступило в силу, временные пошлины, введенные с января, подлежат возврату, указали Resmi Gazete и Минэкономики РФ. Расследование прекращено, так как его инициаторы — турецкие металлурги Erdemir Group, Tosyal? Holding и др.— отозвали заявление.
Анкара начала расследование в январе 2015 года, местное минэкономики раскрыло, что Турция в 2012-2014 годах ввозила около 3 млн тонн HRC ежегодно, в среднем на $1,8 млрд в год. Россия занимала 19,2% от общего импорта, в 2014 году она поставила 576 тыс. тонн на $340 млн. Экспортеры — НЛМК Владимира Лисина, "Северсталь" Алексея Мордашова и ММК Виктора Рашникова, поставляющая прокат в основном своего MMK Metalurji. В августе 2015 года минпромторг Турции не находил демпинга у НЛМК и "Северстали", а ММК насчитал всего 2,2%. Но минэкономики страны в январе определило демпинговую маржу ММК в размере 13,66%, НЛМК — 9,42%, "Северстали" — 12,43%. Это возмутило металлургов, заявлявших, что "в нарушение законодательства" их расчеты по себестоимости заменены на показатели стран-аналогов. Ряд собеседников "Ъ" усматривали причину смены методологии в обострении отношений между Анкарой и Москвой после того, как в ноябре 2015 года турки сбили российский Су-24, а РФ ввела торговые санкции в отношении Турции.
Но отказ турецких металлургов от заявления не связан с политикой, причина в "слабой позиции в случае оспаривания пошлин в суде при ВТО", рассказали источники "Ъ", близкие к разным участникам спора. Один из них замечает, что 2014 год был "очень хорошим для многих турецких металлургов": импорт упал, а ряд игроков по итогам года достигли "впечатляющих показателей". В презентации Erdemir указано, что импорт стали в страну в 2014 году упал на 7%, до 13 млн тонн, а EBITDA группы выросла до $1,13 млрд с $987 млн. По данным минэкономики Турции, импорт HRC в 2014 году упал на 18%, до 1 млн тонн. "В рамках ВТО нет оснований говорить об ущербе",— отмечают источники "Ъ". Также на расследование повлиял "солидарный протест потребителей импортного проката", добавил один из собеседников "Ъ". По его словам, отдельные компании представляли свои позиции в рамках расследования, но гораздо сильнее было неформальное давление лобби потребителей.
В "Северстали" удовлетворены тем, что минэкономики Турции услышало доводы импортеров об отсутствии как демпинга, так и ущерба местным производителям. В ММК добавляют, что отказ от пошлин "ликвидирует дефицит HRC на турецком рынке и восстановит здоровую конкуренцию". Но в НЛМК заметили, что компании известно о подготовке "нового расследования в отношении импорта российской продукции". Перспективы его инициирования крайне высоки в свете закрытия ЕС от китайской стали, "перетекающей на свободные рынки", признают источники "Ъ" в отрасли. Уже 2015 год дает основания для расследования: импорт стали в Турцию вырос на 39%, до 18 млн тонн (данные Turkish Iron And Steel Producers Association, TISPA), импорт HRC — на 41%, до 4,3 млн тонн, на $2,15 млрд (данные минэкономики Турции). Россия также увеличила поставки: ММК, по отчету, поставил MMK Metalurji 623 тыс. тонн HRC, "Северсталь" и НЛМК, по данным "Ъ", ввезли 300 тыс. тонн и 550 тыс. тонн соответственно. В TISPA и турецких компаниях "Ъ" не ответили. В Минэкономики РФ "Ъ" заявили, что за турецкими производителями сохраняется право на новое расследование, но оснований для него в министерстве "не видят".