На агломерации поставили точки
Утверждена схема территориального планирования Челябинска и муниципалитетов
Правительство Челябинской области утвердило схему территориального планирования Челябинской агломерации, куда помимо областного центра войдут еще шесть муниципалитетов. Схема рассчитана на 25 лет и предполагает удвоение объема жилфонда, а также увеличение населения агломерации на 500 тыс. человек. Вместе с тем, социально-экономическая стратегия проекта не разработана, также как и неизвестны источники ее финансирования. В минэкономразвития РФ заявляют, что средств на эти цели в федеральном бюджете нет. Эксперты отмечают, что пока единого плана развития агломераций в России нет, их пытаются реализовать в интересах определенных групп влияния.
Схема территориального планирования (СТП) Челябинской агломерации была утверждена вчера на заседании регионального правительства. По словам министра строительства Виктора Тупикина, в агломерацию войдут Челябинск, Копейск, Еманжелинский, Сосновский, Коркинский, Еткульский и Красноармейский районы. «Схемой (ее расчетный период составляет 25 лет — „Ъ“) предусмотрено выравнивание инвестиционной привлекательности территорий, увеличение транспортной доступности, сбалансированное инфраструктурное развитие», — говорит господин Тупикин. В частности, согласно презентации СТП, планируется создание промышленных кластеров в Сосновском, Красноармейском и других районах. Цель проекта — устойчивое развитие территорий, прилегающих к Челябинску, повышение уровня жизни населения. Схема предполагает формирование радиально-кольцевой системы автодорог, их протяженность вырастет с 764 км до 1,132 тыс. км. Жилой фонд агломерации должен вырасти с 38 млн кв. м. до 62 млн кв.м. Численность населения будущей агломерации увеличится с 1,5 млн человек до 2 млн в 2041 году. «За Челябинской агломерацией сохраняется роль крупного металлургического центра, хотя и в меньших объемах. Запланировано развитие производства стройматериалов, возможное развитие в южном направлении горнодобывающей промышленности, новые предприятия по переработке сельхозпродукуции, пищевой промышленности», — уточнил господин Тупикин. В рамках СТП экономические аспекты агломерации не прорабатывались, поскольку от минстроя это не требовалось, пояснил министр. По его словам, стратегию социально-экономического развития агломерации прорабатывают непосредственно участники агломерации.
Однако в гордуме Челябинска, которая изначально выступала инициатором создания агломерации, рассказали, что стратегии нет, но составляется техзадание конкурса для привлечения ее разработчика. Однако источник финансирования пока неясен. «В мае 2014 года концепция Челябинской агломерации вошла в список пилотных проектов минрегионразвития (упразднено в 2014 году – „Ъ“). На их отработку дали три года, через год срок истекает. Но нам катастрофически не хватает нормативно-правовой базы, законодатель не снабдил нас даже термином «агломерация», — сообщили в гордуме.
В пресс-службе Копейска „Ъ“ рассказали, что соглашение о вступлении в агломерацию местные депутаты ратифицировали с четвертого раза, опасаясь потери самостоятельности муниципалитета. Власти Копейска расценивают агломерацию в том числе как способ получить федеральное финансирование. В минэкономразвития РФ „Ъ“ рассказали, что на фоне сложной экономической ситуации говорить о прямых мерах поддержки из федерального бюджета рано. В ведомстве также подчеркнули, что после упразднения минрегионразвития пилотные проекты не были переутверждены. Вопрос прорабатывается, в том числе в рамках «антикризисного плана» правительства. Гендиректор агентства по социально-экономическому развитию агломераций (АСЭРА, управляющая организация Челябинской агломерации) Юрий Кузнецов считает, что целесообразнее разрабатывать СТП параллельно со стратегий социально-экономического развития агломерации, но процедура пока не отработана. «Я не вижу в этом проблемы. На разработку стратегии потребуется около девяти месяцев, пока вопрос ее финансирования не решен. Возможно, после ее разработки часть СТП будет скорректирована, и на это могут потребоваться некоторые дополнительные затраты», — уточнил господин Кузнецов. По его словам, из 16 проектов, вошедших в список минрегионразвития, динамично развиваются не более семи, и Челябинск лидирует по уровню их проработки.
Руководитель экспертного Центра экономических и политических реформ Николай Миронов считает создание агломераций в России прежде всего политическим решением. «Оно нужно, чтобы сконцентрировать ресурсы для единого управления. Экономическая составляющая — лоббистская, в интересах определенных групп влияния, которым нужен доступ к землям для застройки и так далее. Но при проработке схемы техпланирования обязательно нужна стратегия развития, иначе это не агломерация. Пока единого плана развития агломераций в России нет, каждый создает агломерацию на свой страх и риск. Вопросы федерального финансирования решаются в индивидуальном порядке, и у Челябинской области не самые большие шансы на эти средства», — считает эксперт.