Большому Уссурийскому закон не писан
Для поиска стартовых 37 млрд руб. на развитие острова хотят создать правовую базу
Хабаровский край предложил Минвостокразвития регулировать развитие острова Большой Уссурийский новым федеральным законом, который позволил бы начать строительство защитных дамб и пункта пропуска, а также оговорил бы условия возврата частных инвестиций в инфраструктуру острова. Чиновники признают, что 37 млрд рублей, требующихся на первые меры по развитию острова, у государства нет. В Минвостокразвития с инициативой готовы работать, но освоение острова тормозится нежеланием других федеральных ведомств согласовывать грузопассажирский, а не просто пассажирский погранпереход.
Власти Хабаровского края обратились в Минвостокразвития с инициативой «разработать совершенно отдельный закон о развитии Большого Уссурийского острова, который бы снял ограничения для освоения территории, которые есть». Об этом заявил в среду на заседании общественного совета при министерстве инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края глава ведомства Юрий Чайка. По его словам, на данный момент центр предлагает задействовать для освоения Большого Уссурийского механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), «но где найти средства и что предложить взамен (инвестору.— „Ъ“), к сожалению, законодательство сейчас не отвечает», отметил Юрий Чайка.
Как пояснил чиновник, освоению острова препятствуют три фактора, которые мог бы устранить новый ФЗ. Он напомнил, что 693-й указ президента запретил любое строительство на подтопляемых территориях (остров кроме части, защищенной польдерной системой, ушел под воду в 2013 году) без предварительной гидрозащиты. Но по госпрограмме строительства берегоукрепительных гидротехнических сооружений (ГТС), курируемой Минприроды РФ, основная цель — защищать население, а на острове постоянного населения нет. «Третье — чтобы завести инвесторов в ГЧП, необходимо четкое понимание возврата инвестиций. Был инвестор в пункт пропуска, но кроме налоговых льгот ему никто ничего предложить не может»,— перечислил господин Чайка.
Вопрос освоения Большого Уссурийского острова, которое должны проводить Россия и Китай совместно, напомним, обсуждается с 2002 года. Последняя седьмая версия концепции развития территории, подготовленная КБ «Стрелка» в 2015 году, так и не была утверждена. Документ предусматривал создание пассажирского пункта пропуска, строительство системы ГТС и особый режим пребывания иностранных граждан. В Минвостокразвития подтвердили „Ъ“, что письмо с инициативой губернатора Вячеслава Шпорта о подготовке закона о Большом Уссурийском на имя министра Александра Галушки получено. «С нашей стороны — готовность прорабатывать вопрос, разумеется, при условии согласования всех нюансов с китайской стороной»,— отметил представитель министерства.
Впрочем, источник „Ъ“ в правительстве края говорит, что необходимость доработки законодательства — не самая большая проблема Большого Уссурийского. «На федеральном уровне получены отрицательные заключения нескольких ведомств, в том числе отвечающих за безопасность, по строительству на острове пункта пропуска грузопассажирского типа. Позиция однозначная: разрешить могут только пассажирский пункт. Сейчас аналогичная схема действует почти по всей российско-китайской границе, но она не может обеспечить большие обороты»,— говорит собеседник „Ъ“. По его словам, тема ГЧП в освоении острова появилась потому, что средств на берегоукрепление, строительство пункта пропуска и подъездных путей у государства пока просто нет. Юрий Чайка в среду сказал, что «меры первого и основного этапа, который поможет все это сдвинуть,— порядка 37 млрд руб., причем половина из них — это защитные ГТС».
Отметим, что за прошедшие годы единственное, что удалось сделать для развития острова с российской стороны — сдать в 2013 году автомобильный двухполосный мост на Большой Уссурийский стоимостью 4,5 млрд руб. и согласовать с китайской стороной координаты будущего пункта пропуска через госграницу. Участники общественного совета предложили господину Чайке создать рабочую группу для проработки вопросов развития Большого Уссурийского. «Да, есть круг проблем. Чтобы зашел инвестор — ему нужно понимание, как вернуть инвестиции. А для этого нужна концепция грузового пункта пропуска. А чтобы получить концепцию, нужна общественная инициатива»,— отметил инициировавший обсуждение член совета директоров АО «Корпорация развития Хабаровского края» (ранее занималась развитием Большого Уссурийского) Дмитрий Ноженко.