Университеты включат в экосистему

Там они должны научиться зарабатывать деньги

«Выход на рынок для российских университетов — вопрос выживания»,— заявил замминистра образования и науки РФ Александр Повалко на открывшемся в четверг форуме «Экосистема инноваций: университеты и научные организации». Как вузам научиться продавать свои разработки и находить новые источники финансирования, обсудили участники пленарного заседания форума, организованного государственным фондом фондов ОАО «Российская венчурная компания» (РВК). В РВК считают, что компании готовы инвестировать в науку, но университеты не умеют работать по законам рынка. В Минобрнауки полагают, что таким образом «тяжело развивающиеся» компании-лидеры пытаются «перевесить ответственность» на других.

Заместитель министра образования и науки России Александр Повалко

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

В четверг в НИТУ МИСиС открылся второй форум «Экосистема инноваций: университеты и научные организации». Под инновационной экосистемой понимается «восприятие университетов как лидерских центров, которые могут генерировать и знания, и стартапы, и технологические приоритеты, и компании, и студентов, и профессоров», объясняют организаторы форума, представители фонда фондов РВК.

Открыл конференцию заместитель гендиректора — программный директор РВК Евгений Кузнецов, который сообщил, что Россия далека от лидерских позиций в части «результативности научных знаний». «Несмотря на рост затрат на исследования, у нас снижается их коммерциализация»,— посетовал Евгений Кузнецов. Основными распределителями бюджетных средств на научные исследования считаются Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) к Российскому фонду фундаментальных исследований (РФФИ). Как сообщал “Ъ”, в марте 2016 года решением правительства фонды были объединены. Это решение было принято через месяц после сообщения об урезании их бюджетов на 10%. В 2015 году бюджет РФФИ составил почти 11 млрд руб., а РГНФ — всего 1,8 млрд руб. (см. “Ъ” от 3 марта).

«Ситуация для университетов в России существенно меняется, очевидно, что финансировать развитие академических институтов за счет денег “от образования” крайне сложно,— считает президент фонда “ЦСР «Москва»” Владимир Княгин.— Нужен новый источник, таким и являются исследования и разработки». Первый замруководителя Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Алексей Медведев назвал задачу формирования в научной среде площадок для коммерциализации результатов исследования нетривиальной. По мнению чиновника, в достижении поставленных целей может пригодиться опыт ФАНО по реструктуризации научных организаций: «Переход к формату федеральных научных центров позволяет развернуть на их базе необходимую инфраструктуру».

Ректор НИТУ МИСиС Алевтина Черникова рассказала коллегам о том, что в вузе уже создают «креативную экосреду». По ее словам, благодаря ей вокруг университета начинает формироваться «инновационный пояс»: «Сегодня это более 30 высокотехнологичных стартапов, созданных нашими студентами и выпускниками». Директор департамента соцразвития и инноваций Минэкономики Артем Шадрин полагает, что «вывод разработок на рынок необходимо поставить на поток». По его словам, реализовывать научные разработки должны специально созданные в вузах подразделения, которые будут ответственны за привлечение инвесторов. «Наивно было бы полагать, что мы каждого научного сотрудника превратим в предпринимателя, необходимо вовлечение внешних организаций для формирования экосистемы вокруг университета: бизнес-акселераторов, инкубаторов, технопарков»,— заключил господин Шадрин.

С тем, что университетам необходимо научиться продавать разработки, согласился замминистра образования и науки РФ Александр Повалко: «Вопрос работы на рынке это вопрос выживания. Университет должен искать новые источники денег, государственных ресурсов не хватает». Как заверил участников дискуссии Евгений Кузнецов, компании готовы инвестировать в науку, но вузы не отвечают требованиям рынка. «Компании готовы платить, но университеты не умеют работать вовремя и по техническому заданию, даже тендерную заявку написать сложно»,— возмутился господин Кузнецов. Однако, по мнению Александра Повалко, попытка подменить функции университета происходит от «слабости рынка: тяжело развиваются компании-лидеры, и мы пытаемся найти тех, на кого перевесить ответственность». Чиновник призвал коллег «аккуратнее строить гипотезы» и обратить внимание на научную и инновационную деятельность вузов, которая носит «прагматический характер».

Анна Макеева


Как МИСиС вошел в специализированный международный рейтинг университетов

Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ) МИСиС в январе стал первым и единственным российским вузом, который вошел в новый международный рейтинг небольших университетов Times Higher Education. Рейтинг учитывает индивидуальный подход к студентам и фокус на определенные специализации. МИСиС занял 19-ю позицию из 20 возможных. Эксперты отмечают, что появление российских вузов «пусть и в специализированных номинациях» говорит о том, что Россия становится более заметной в международном образовательном пространстве в целом. Читайте подробнее

Научные фонды в сумме дают один

В марте решение правительства присоединить Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) к Российскому фонду фундаментальных исследований (РФФИ) оказалось неожиданным для научного сообщества. Слияние двух главных государственных научных фондов произошло всего через месяц после сообщения об урезании их бюджетов на 10%. Вице-премьер Аркадий Дворкович утверждал, что реформа позволит сократить «административные затраты», однако ученые назвали ее «поглощением». Они опасались, что руководство РФФИ будет выделять меньше денег на непрофильные для фонда гуманитарные исследования. Читайте подробнее

Вся лента