Игра на деньги
Светлана Марич о том, что, как и зачем покупать на аукционах
Аукционный дом Phillips совместно с компанией Bacs & Russo 14 и 15 мая проведут первую в этом году серию часовых аукционов в Женеве. На первом тематическом аукционе под названием START-STOP-RESET представят редкие наручные часы-хронографы из нержавеющей стали, созданные лучшими часовыми домами XX века. А также наручные часы с вечным календарем и индикатором фаз Луны из первой серии Patek Philippe, выполненные из желтого золота,— они появятся на аукционе впервые.
В преддверии часового аукциона в Женеве и аукциона New Now в Лондоне мы застали Светлану Марич, заместителя главы аукционного дома Phillips, в лондонском штаб-офисе и расспросили о будущем арт-рынка, российских художниках и онлайн-формате галерей.
— Светлана, поздравляю вас со вторым аукционом по часам в Женеве после громкого успеха тематического аукциона "Эффектные Day-Date", состоявшегося в мае прошлого года. Были проданы все лоты.
— White glove sale (аукцион, когда 100% лотов продано) — редкое событие в аукционном мире. Благодаря профессионализму часовой команды Phillips такой колоссальный результат был достигнут уже на первом инаугурационном аукционе департамента. В этом году мы также ожидаем большого успеха: в рамках тематических торгов START-STOP-RESET Phillips впервые выпустит каталог в сотрудничестве со знаменитым часовым экспертом Пуччи Папалео и его командой. В последние годы эта талантливая команда уже работала над важными книгами для коллекционеров часов. Готовясь к аукциону, мы совместно с господином Папалео изучили сотни моделей часов на четырех континентах, чтобы отобрать лучшие экземпляры. Самой эффектной моделью, пожалуй, станет Rolex с двойной секундной стрелкой — отдельные коллекционеры считают его важнейшими наручными часами, когда-либо выпущенными фирмой. Это настоящее событие для часового мира.
— Расскажите, чем сегодня занимается дом Phillips и что его отличает от других топовых аукционов?
— Безусловно, за последние годы Philips вышел на новый уровень. Сегодня у нас две крупные галереи — В Лондоне и в Нью-Йорке. Лондонское выставочное пространство на Berkeley Square знаменито своими уникальными семиметровыми потолками, благодаря которым мы можем экспонировать уличные скульптуры в помещении. Галерея в Нью-Йорке расположена на знаменитой Парк-авеню. Также мы открыли новые офисы и галерейные пространства в Гонконге, Берлине и Париже. Парижская галерея в Сен-Жермен стала местом притяжения во время арт-ярмарок FIAC (Foire internationale d'art contemporain — парижская ежегодная ярмарка современного искусства) и "Арт-Пари", когда мы привозим лучшие лоты лондонских и нью-йоркских аукционов на превью. Кроме новых пространств мы открываем и новые отделы. Как я уже говорила выше, в прошлом году мы запустили часовой департамент в Женеве. Аукционы Phillips по фотографии уже много лет являются самыми успешными в мире. Мы также лидируем по дизайну ХХ века.
— Какими проектами вы еще занимаетесь кроме профильных аукционов?
— Мы поддерживаем выставочные программы в лучших музеях мира и участвуем в разнообразных благотворительных программах. Например, в прошлом году мы работали с Эрмитажем над ретроспективой Захи Хадид и со швейцарским Фондом Бейлера (Fondation Beyeler) над футуристической выставкой Малевича "0,10", проходившей в Базеле. Выставка была номинирована на премию Art Newspaper как лучшая выставка года. Также мы активно занимаемся благотворительностью: провели благотворительный аукцион для Мультимедиа Арт Музея Москва, аукцион для фонда помощи аутистам "Антон тут рядом", сотрудничаем с фондом Чулпан Хаматовой "Подари жизнь", делали благотворительный бал для фонда Naked Hearts Натальи Водяновой в концертном зале в Барвихе. В апреле мы помогаем провести благотворительные аукционы в Кенсингтонском дворце для друзей Эрмитажа в Лондоне, гала-аукцион в поддержку лондонской филармонии, также проводим благотворительный аукцион с Design Museum. Но больше всего сил мы отдаем на поддержку благотворительности в России.
— Как вы считаете, что побуждает коллекционеров покупать именно на аукционе Phillips?
— Настоящие коллекционеры покупают и в галереях, и в других аукционных домах. Ведь главное — это работы. Хотя, конечно, экспертиза и профессионализм сотрудников аукционного дома всегда играют большую роль. Своим клиентам мы помогаем ориентироваться в арт-мире, приглашаем их на международные арт-ярмарки, музейные открытия, знакомим с художниками. Мы помогаем собирать коллекции, продавать работы, к которым коллекционеры уже потеряли интерес, открывать новые направления в искусстве, дизайне, фотографии, часах и ювелирных украшениях. Безусловно, мы пытаемся делать весь опыт покупки приятным — организуем бранчи и ужины для коллекционеров, предаукционные выставки и лекции по искусству. Участие в аукционе — это не просто продажа и покупка работы, это жизненный опыт, который обогащает жизнь в культурном плане.
— Фактически, получается, для покупателей Phillips ваша оценка качества является неким критерием — сигналом, что за вещь надо бороться. А пытались ли вы оценивать мотивацию покупателей? Кого среди них больше, коллекционеров или инвесторов?
— Чаще всего это переплетение интересов. Есть люди, которые в первую очередь инвестируют в искусство целенаправленно, будто играют на бирже ценных бумаг. Есть клиенты, которые прежде всего украшают свои дома художественными произведениями. Но люди, инвестирующие в искусство, также хотят жить в домах, украшенными прекрасными произведениями, а коллекционеры начинают участвовать в жизни художников и покупают больше работ, которые позже перепродают, а вырученную прибыль вкладывают в новые произведения.
— С кем из известных художников вам понравилось работать больше всего?
— Аукционный дом работает как брокер — от коллекционера к коллекционеру, чаще всего мы не работаем с художниками напрямую. Однако мне очень нравится работать с художниками. Они все такие удивительные и разные, каждый предлагает свой опыт и видение мира. Если говорить о русских художниках, то отмечу Евгения Антуфьева и Павла Пепперштейна. Пепперштейн уже международная звезда, Антуфьев начинает активно выставляться на международных площадках. Он создает скульптурные объекты в разных техниках — от бронзы до деревянных скульптур и шитья. В этом году Антуфьев представит сольный проект на "Манифесте" в Цюрихе, а одну из его работ мы выставили на нынешних торгах в лондонском Phillips New Now. Из международных звезд мне повезло работать с Дэмиеном Херстом, Марком Куинном, Джеффом Кунсом. Обожаю Энни Лейбовиц — каждый раз, когда получается попасть в ее студию в Нью-Йорке, для меня просто праздник души. Это женщина невероятной силы и энергии.
— Вы готовы взять на аукцион работу, просто оценив ее качество?
— Да, это возможно, хотя приоритет мы отдаем работам вторичного рынка, переходящим от коллекционера к коллекционеру, которые невозможно купить в галерее.
— Что нужно делать художнику, чтобы представить свою работу на аукционе?
— Прежде всего делать хорошие работы. А также работать с хорошими галереями и выставляться на международных выставках. Я регулярно езжу по выставкам, посещаю различные ярмарки и постоянно отсматриваю работы молодых художников. Аукционные дома — это следующий этап после галереи. Мы берем не абсолютно начинающих художников, а тех, кто уже делал сольные выставки, чьи работы находятся в коллекциях.
— Phillips много работает с русским современным искусством. Как сегодня аукционный дом продвигает русских художников и как заинтересовать международный арт-рынок русским современным искусством?
— Представить русское искусство в международном контексте. Мы отказались от отдельных аукционов по русскому искусству и теперь ставим работы российских художников в международные аукционы. Это прекрасно работает. Например, работа Константина Худякова "Тайная вечеря", представленная на международном аукционе современного искусства, ушла коллекционерам в Норвегию. Работы Тимофея Парщикова купили австрийские коллекционеры, а фоторабота Юлии Лебедевой с мусульманскими женщинами, которые носят лабутены и едят бигмаки, была продана в Катар. Хорошее произведение всегда привлекает интерес международной публики. Несмотря на это, важно, чтобы коллекционеры из России активно поддерживали русское искусство.
— Все же приятно, когда наши художники имеют успех в мире.
— Знаете, я мечтаю, чтобы российский арт-рынок состоялся. В данный момент он находится в зачаточном состоянии. Мало коллекционеров, художников и арт-менеджеров. Нет галерей, которые представляли бы наших художников на международном уровне. Галереи должны привлекать аудиторию, работать с коллекционерами и музейными площадками, с институциями, участвовать в международных программах. Одним словом, уметь продюсировать художественный процесс.
— В последнее время аукционы и галереи стали переходить на онлайн-формат. Что же, будущее за интернетом?
— Онлайн-формат помогает быстрее передавать информацию о работах. Концептуально это еще не выстроено так, чтобы стать альтернативой офлайн-пространству, хотя к этому все идет, и это будет. Понятно, что "Инстаграм" запускает другой скоростной режим в арт-мире. Сайт Phillips тоже предлагает купить работы через интернет. Но, несмотря на удобство онлайн-покупок, есть определенный тип коллекционеров, которые предпочитают приходить на выставки и оценивать работы лично. Я думаю, что в ближайшее время два таких подхода будут сосуществовать и дополнять друг друга.
— Каков ваш прогноз на 2016 год? Закончился ли кризис на рынке современного искусства?
— Арт-рынок очень чутко реагирует на общее состояние мировой экономики. Кризис, естественно, закончится, потому что в мире все циклично. Безусловно, будет рост. Со своей стороны мы будем больше заниматься развитием новых аукционных направлений, работать с молодыми художниками для New Now и развивать секцию искусства ХХ века, где представлены произведения музейного уровня.