Париж беспокоят "Ночи без сна"
На бессрочной акции протеста против трудового законодательства все больше беспорядков
В Париже продолжается бессрочная акция протеста "Ночь без сна" (Nuit debout). Ее участники собираются на парижской площади Республики, протестуя против нового трудового законодательства. Все чаще акции перерастают в уличные беспорядки и столкновения с полицией. Почему это происходит, попытался понять корреспондент "Ъ" во Франции АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ.
Пока не наступила ночь, площадь Республики выглядит грязной, но спокойной. Главный монумент с десятиметровой бронзовой статуей Республики, окруженной неизменными Свободой, Равенством и Братством, заклеен плакатами и покрыт рисунками еще с тех времен, когда здесь собирались митинги в память расстрелянной редакции сатирического еженедельника Charlie Hebdo. Теперь, когда площадь превратилась в аналог лондонского Гайд-парка, Республике приходится отвечать за все, что здесь происходит,— от политических манифестаций до буйных танцевальных вечеринок, одна из которых закончилась тем, что участник в экстазе полез на статую, соскользнул и получил серьезные травмы.
Сегодня на площади Республики выступают не против террористов, а против собственного правительства, которое имело неосторожность выступить с новым трудовым законодательством. Его цель — сократить количество привилегий для работников, расширив права предпринимателей. Этот закон, по уверениям его инициаторов, министра труда Мириам эль-Хомри и премьера Манюэля Вальса, поможет оживить экономику и победить безработицу.
А вот и сам господин Вальс. Его вкатывают на площадь верхом на зеленом мусорном баке. Чучело с лицом премьер-министра и надписью "Хватит вальсов" встречают криками и свистом.
Среди тех, кто собрался на площади, я почти не вижу людей, которые ходят на работу. В большинстве своем это студенты и школьники, сидящие прямо на камнях и слушающие ораторов, выступающих по пять минут каждый. Зрители встречают выступающих языком жестов — одобряя, поднимают руки или делают ими круги, прося закончить. Поскольку языком этим владеют не все, толпа параллельно разражается криками одобрения или свистом.
Темнокожий парень в бейсболке говорит в микрофон: "Я пострадал от несправедливости общества, сидел в тюрьме и только что освободился. Приветствую вас!" После чего, пошатываясь, идет к первым рядам и пытается отобрать у другого митингующего плакат, чтобы отправиться с ним на персональное шествие. Его урезонивают и отводят в сторону. Место у микрофона занимает рок-музыкант, который объявляет концерты на всю ночь и просит публику не расходиться. В этот момент, я думаю, хозяева выходящих на площадь квартир и отелей рвут на себе волосы.
Площадь похожа на кружки по интересам. Группа нелегальных иммигрантов, так называемых беспаспортных — sans-papiers, требующих выдать им немедленно их "papiers". Стенд защитников животных "Освободим животных — освободим людей". Начинающие циркачи, упражняющиеся в жонглировании шарами. Женщины с плакатами за все хорошее против всего плохого. Продавцы пива, выкатывающие на площадь все новые и новые ящики. Со сцены собравшихся урезонивают и призывают пива не пить, но активисты и коммерсанты пропускают эти разговоры мимо ушей. Дебаты сменяются музыкой, начинается обещанный концерт.
Полиции на площади нет. Восемь микроавтобусов с полицейскими стоят на соседних улицах. На площади пьют пиво, а здесь — кофе из термосов. В спокойные ночи полицейские должны проследить за тем, как толпа расходится, в неспокойные — преградить ей дорогу к центру города. Несмотря на то что во Франции действует чрезвычайное положение, свободу собраний никто не отменял. "Ночи без сна" разрешены с 16 часов до полуночи, к часу ночи демонстранты должны покинуть площадь.
Когда садится солнце, напряжение нарастает. С каждым часом меняются публика и лица. В толпе появляются парни с шарфами на шее и капюшонами. Они совсем не так милы, как молодые люди, встретившие меня на площади. Такое впечатление, что грязь на Республике манит к себе всяческую человеческую грязь. Это и есть погромщики, любители побить стекла и подраться с полицейскими, что стало в эти дни, а точнее, ночи, национальным молодежным спортом.
Они как будто ждут сигнала, и этот сигнал подает сама полиция. В час ночи на поющей и митингующей Республике гасят свет, как на школьной дискотеке, и стражи порядка спешат вытеснить людей с площади, пока работает метро. В темноте начинается драка — вновь прибывшие, деловито замотав лица шарфами, начинают кидать в полицию бутылки, банки, камни. Полицейские отвечают слезоточивым газом и идут в атаку, прикрываясь щитами. Погромщики тут же срываются и бегут в ту сторону, куда их гонит полиция, разбивая на ходу витрины и пытаясь чем-то поживиться.
Число задержанных с 31 марта, начала "Ночей без сна", достигло уже почти 500 человек, 80 полицейских за это время получили легкие ранения. Парижский префект Мишель Кадо потребовал от организаторов "Nuit debout" соблюдения порядка и расписания демонстраций. "Сценарий один и тот же,— говорит префект.— Когда расходятся участники, их сменяют агрессивные люди, нападающие на силы правопорядка". На это у организаторов акции есть ответ. По их мнению, все, что происходит после окончания демонстрации, не их дело, а действия полиции "тоже отнюдь не безупречны".