Электронные паспорта притормозят автоэкспорт
Казахстан ищет защиты от отверточной сборки
Как стало известно "Ъ", Казахстан предложил использовать вводимый в странах ЕАЭС электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) для ограничения экспорта автомашин иностранных брендов, собранных на заводах с низким уровнем локализации. Против этого — Белоруссия, в которой развита крупноузловая сборка; РФ в целом согласна, но предлагает компенсационные пошлины, при уплате которых ограничения снимаются. Впрочем, по данным "Ъ", разногласия стран и неготовность нормативной базы отодвинут введение ЭПТС на 2017 год.
Разработка ЭПТС Таможенного союза столкнулась с разногласиями стран--членов ЕАЭС. Сейчас по нормам ЕАЭС выпускаемые в Казахстане, РФ, Белоруссии, Армении и Киргизии машины получают право свободного обращения на территории союза при условии сварки и окраски кузова и локализации производства в ЕАЭС на уровне не менее 30% (а с 1 июля 2018 года — не менее 50%). Но фактически это ограничение никак не контролируется, рассказывают "Ъ" источники на рынке. В итоге Казахстан предложил ввести в ЭПТС строку о территории, на которой допускается обращение машины (ЕАЭС — при соответствии требованиям, в противном случае — страна-производитель). Тем самым ЭПТС может стать "инструментом администрирования обращения машин, выпущенных в льготных режимах", пояснили "Ъ" в министерстве по инвестициям и развитию Казахстана. Астана предлагает оставить право использования строки на усмотрение стран — при наличии ограничений на национальном уровне. В ЕЭК "Ъ" пояснили, что пока казахской стороне предложено дополнительно проработать механизм такого администрирования.
Категорически против, по данным "Ъ", выступил Минск, считающий, что это противоречит созданию условий для свободного обращения машин, а также техрегламенту ТС, где под выпуском в обращение понимается, в частности, разрешение физлицам без ограничений использовать автомобиль в странах ЕАЭС. По данным "Ъ", позиция Белоруссии объясняется тем, что сборочные производства иностранных брендов в стране не соответствуют требованиям по локализации. Крупнейшим является СП с китайцами "БелДжи", которое с 2013 года собирает Geely (в основном на экспорт); в мае 2015 года началось строительство завода для Geely на 60 тыс. машин в год (см. также "Ъ" от 24 ноября 2015 года).
В России в 2015 году продано 3,9 тыс. белорусских Geely, но у Белоруссии есть фиксированная квота о поставке в РФ не более 10 тыс. машин, рассказывал источник "Ъ". В Казахстане в 2015 году продано 1,9 тыс. Geely (около 2% от объема рынка страны). На фоне обвала продаж на 40% до 97,4 тыс. машин в год (данные Ассоциации казахстанского автобизнеса) Астана пытается защититься от импорта: с февраля там введен утилизационный сбор с высокими ставками, что привело к подорожанию и уходу ряда импортных моделей (в марте из РФ прекратились поставки готовых машин АвтоВАЗа и КамАЗа).
РФ заявила ЕАЭС, что введение в ЭПТС ограничения территории обращения машин возможно при наличии механизма, обеспечивающего достоверность вносимой информации,— например, при помощи технического мониторинга ЕЭК.
Москва также предложила возможность снять такое ограничение — при уплате "компенсационного сбора, выравнивающего экономические условия производства в льготном режиме с производством в обычном режиме". В Минэкономики РФ "Ъ" сообщили, что вопрос в компетенции Минпромторга, а там от комментариев отказались.
О подобном сборе рассуждали еще в 2015 году в "Соллерсе": если на рынок попала машина, не соответствующая критериям, необходимо ввести "компенсационные пошлины". Но Астана считает, что ЭПТС нельзя использовать для обеспечения сборов по инициативе одной из стран, рассказали "Ъ" в мининвестиций Казахстана. Там полагают, что компенсационные сборы не предусмотрены законодательством ЕАЭС, и уверены, что механизм "неосуществим в части администрирования", "не ясна методика расчета сбора". Официальное предложение от РФ по вводу пошлины не поступало, добавили в Астане.
Источники "Ъ" среди автопроизводителей оценивают казахскую инициативу положительно, считая, что это позволит "контролировать и защищать" внутренний рынок. Реализация этой идеи ограничит экспорт из РФ в страны ЕАЭС китайских Chery и Lifan (собираются на Derways). Chery вышла в Казахстан в 2015 году, продажи не раскрываются. В Lifan говорят, что поставляют до 1 тыс. машин в год в Белоруссию и около 3 тыс. штук в Казахстан. Замгендиректора "Лифан Моторс Рус" Вячеслав Галузинский выразил сожаление, что в рамках ТС страны "строят преграды вместо того, чтобы сотрудничать и обеспечивать свободную рыночную конкуренцию".
Но даже без учета этих разногласий ЕАЭС сейчас не готов перейти на ЭПТС, рассказывает источник "Ъ". В ЕЭК сообщили, что переход на ЭПТС еще назначен на 1 июля, нормативные акты разработаны, а правовые условия созданы. Между тем на заседании рабочей группы в марте РФ и Казахстан предложили отложить запуск ЭПТС до января 2017 года, но официальных предложений от стран не поступало, рассказали в ЕЭК. Предложение связано с неготовностью нормативных документов на национальном уровне (кроме Белоруссии) и софта, утверждает источник "Ъ".