Прощание с Инвестфондом
Минэкономики готовит документы, чтобы расстаться с его проектами
Минэкономики опубликовало для общественного обсуждения проект постановления правительства об упразднении Инвестиционного фонда, созданного в 2006 году для финансирования крупных инфраструктурных проектов. Сами проекты, в которые вложены деньги эпохи нефтяного изобилия, ведомство предлагает передать ответственным исполнителям вместе с контрольными полномочиями. В отсутствие бюджетных ассигнований с 2013 года само ведомство выполнять их не может.
Минэкономики разработало проект постановления правительства об упразднении Инвестфонда — такое поручение ведомство получило от вице-премьера Дмитрия Козака 5 апреля. Для этого предлагается признать утратившими силу правила формирования и использования бюджетных ассигнований фонда (закреплены постановлением №134 от 1 марта 2008 года) и отменить нормы о формировании перечня новых инвестпроектов.
Ведомство ссылается на то, что с 2013 года законы о федеральном бюджете ассигнований Инвестфонду не предусматривают. При этом после упразднения Минрегиона за 51 инфраструктурный проект, среди которых 12 комплексных и 39 региональных, отвечает Минэкономики. В пояснительной записке к документу ведомство ссылается на «невозможность на федеральном уровне полноценно осуществлять функции по контролю за реализацией региональных проектов в части осуществления плановых и внеплановых выездных проверок». Проблемами названы и системное неисполнение инвесторами принятых обязательств, и отсутствие надлежащего контроля за ними (непредъявление банковских гарантий, пени, штрафов и исков) со стороны регионов. Также ведомство жалуется на «длительные процедуры согласования изменений в паспорта проектов» — для этого необходимо провести заседания инвестиционной и правительственной комиссий и получить повторное заключение Внешэкономбанка. При этом изменения в основном сдвигают сроки проектов в неопределенное будущее.
Контроль же за теми проектами, средства на которые были выделены, министерство, получившее его в наследство от упраздненного Минрегиона, намерено передать профильным госкоординаторам — ответственным исполнителям. Также Минэкономики делегирует госкоординаторам полномочия по контролю над исполнением проектов: по мнению ведомства, это позволит сделать их реализацию более прозрачной и избежать произвольного расхода госсредств в рамках действующих концессионных соглашений.
Напомним, Инвестиционный фонд образован в 2006 году с уставным капиталом 69,7 млрд руб. (по состоянию на 2006 год) для реализации крупных инфраструктурных проектов. Наполнение фонда происходило за счет повышения цены отсечения нефти при формировании Стабилизационного фонда и экономии на процентах при досрочном погашении внешнего долга. Инвестпроекты проходили три стадии обсуждения в рамках инвестиционной комиссии, правительственной комиссии и на заседаниях правительства. Их стоимость должна была составлять не менее 5 млрд руб., рентабельность — не менее 4% и не более 11%. Фонд вкладывался в проекты государственно-частного партнерства через прямое софинансирование или участие в акционерном капитале. В частности, средства Инвестфонда использовались при строительстве Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге (28 млрд руб.), Богучанской ГЭС (34 млрд руб.), выхода на МКАД трассы М1 Москва—Минск (10 млрд руб.) и др. Большее число проектов так и не было реализовано, как строительство Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге.