«Страховщики выбирают сервис по принципу "где дешевле сделают"»

Владимир Путин поручил предусмотреть ремонт в качестве возмещения по ОСАГО

Автомобилистам будут компенсировать ущерб по ОСАГО в виде ремонта машины. Владимир Путин поручил правительству и Центробанку проработать необходимые для этого меры до 1 октября. Сейчас водителям также доступно натуральное возмещение по полису ОСАГО, но в большинстве случаев они выбирают денежные выплаты. На прошлой неделе в ходе прямой линии президенту предложили подумать над тем, как усовершенствовать систему обязательного автострахования. После этого глава ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что работа в этом направлении уже ведется.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

«Есть, конечно, вопросы, связанные с тем, в какой форме должно предоставляться возмещение: в денежной или ремонт. Сейчас есть возможность получать возмещение и деньгами, и отремонтированную машину, но ремонт практически не развит. К сожалению, на этом рынке сформировалась большая группа финансовых посредников между страховой компанией и потерпевшим, потому что появляются деньги, и есть возможность на этом заработать. Человеку нужна отремонтированная машина. Меры, которые будут касаться стимулирования именно ремонта машин, нежели предоставления денег, будем принимать только если будем уверены, что права автолюбителей будут должным образом защищены», — сообщила Набиуллина.

По мнению экспертов, переход на натуральное возмещение ущерба после ДТП позволит снизить уровень мошенничества с полисами ОСАГО. Сейчас автомобилисты редко выбирают эту форму компенсации, поскольку при ремонте старого автомобиля им приходится доплачивать существенные деньги. В Российском союзе автостраховщиков готовы пойти на уступки и не учитывать износ транспортного средства, сообщил глава организации Евгений Уфимцев.

«Страховое возмещение должно осуществляться либо путем организации и оплаты ремонта на станции технического обслуживания — в этом случае для потребителя будет плюс, он не должен будет доплачивать за износ по запасным частям, которые будут устанавливаться для автомобиле. И для машин, которые до двух лет с момента выпуска, сделать обязательным условием направление их на станции официальных дилеров. Мы не против живых денег, вторая форма тоже остается, но в ней продолжает оставаться износ, который и сейчас есть по закону для обеих форм», — рассказал «Коммерсантъ FM» Уфимцев.

При выборе натуральной формы возмещения по ОСАГО всегда будет сохраняться риск некачественного ремонта машины. В этом уверен вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов.

«Водителям, конечно, лучше качественный ремонт, но, как показывает практика, когда страховая компания выбирает сервис, где делать ремонт, то, как правило, они выбирают по принципу "где дешевле сделают". Поэтому после того, как страховые направляют на ремонт, к сожалению, я видел машины, где полмашины забыли приварить — кузов просто частично не приварен — или другие ужасы. То есть у нас, к сожалению, страховые компании это нормально не контролируют. Идея благая, но я практически уверен, что с ее реализацией будут очень серьезные сложности именно из-за того, что страховые компании все-таки будут экономить деньги и отправлять на те сервисы, где, в первую очередь, стоит вопрос цены, а не качества проведенного ремонта», — полагает Холодов.

В целях борьбы с мошенничеством Российский союз автостраховщиков также решил видоизменить полисы ОСАГО. С 1 июля они будут не зеленого, а розового цвета. На бланках разместят QR-код, по которому доступны данные о водителе. По оценкам экспертов, сейчас на руках у автовладельцев около 1 млн поддельных полисов. Это примерно 2,5% от общего числа.

Алла Пугачева

Вся лента