«В виноделии нужно думать на десятки лет вперед»
Павел Швец о важности традиций в виноградарстве: «Сам процесс виноделия во всем мире одинаков. То есть если у тебя нормальное оборудование, хорошая лаборатория, хороший специалист с прекрасным дипломом, технологии еще в 70-е годы были описаны настолько досконально и четко, что туда ничего не добавишь и не убавишь. Я имею в виду классическое виноделие. А вот виноградарство — это самое главное. И суть в том, что вино рождается на винограднике: какую ягоду ты в момент сбора имеешь, такое качество вина у тебя и получится. Каков будет химический состав ягоды, та и получится. Научиться на своем винограднике, в своем терруаре работать с конкретным сортом — это колоссальная работа, и эта работа движется очень-очень медленно. Я один раз в год собираю урожай, если я что-то сделал не так, то я в следующем году могу как-то исправить. Мне в жизни еще дай бог 30-40 урожаев удастся сделать, возможно, только мои дети догадаются, каким образом какой сорт можно выращивать, чтобы получить идеальный баланс в самой ягоде, чтобы потом, в результате безошибочного виноделия получить качественную продукцию».
О пошлинах на импортное вино: «Любые меры жестких пошлин на импортное вино приводят к тому, что на российские спрос больше, а качество никто повышать не хочет. Все хотят увеличить количество, побольше заработать, а здесь немножко другое. Виноделие — такая длинная отрасль! Здесь нужно думать на десятки лет вперед, создавая те или иные проекты, классификации, векторы, и надеяться на то, что санкции будут долго, неверно. Нужно все равно ориентироваться на высочайшее качество. Причем в других странах мира, в южных регионах — Чили, Аргентина, Австралия — себестоимость винограда и вина получается дешевле, то есть конкурировать с ними в низком ценовом сегменте нет никакого смысла. У нас есть потенциал создания реально высококачественных вин, потому что наши терруары позволяют делать вино высочайшего уровня — вина, которые могут поспорить с лучшими образцами европейских вин. И засаживать тысячи гектаров, делать какую-то продукцию в дешевом сегменте для того, чтобы всех напоить, нет смысла. Лучше делать мало, качественно, а дешевое давайте покупать за границей, проблем-то нет».
О проблемах в развитии крымского виноделия: «Сдерживающий фактор — это земли. Не очень просто их получить. У нас в Севастополе это идет с большим скрипом. Понятно, что переходный период, понятно, что кадастр не работает, но все упирается в землю. Другой сложный фактор — это отсутствие кадров: виноградарей, виноделов, маркетологов. В вузах сегодня эта профессия называется "бродильное производство". Там люди могут делать кефир, пиво, ну и вино. Вот таких специалистов выпускают. Но виноделие — это больше виноградарство, то есть обычно одни институты за границей учат по всем трем специальностям, вдаваясь в один из векторов больше, чем в два других. Это одни вузы, одна система. Еще одна проблема — это вера самих инвесторов в то, что принесут плоды их инвестиции. Это очень длинные деньги, кредит взять на предприятие, которое первую продукцию выпустит через семь лет — это странно. С нашими курсами и ставками ты вернешь в несколько раз больше».