Запрос Украины кладут в "пакет"
В Москве не исключают разные варианты обмена Надежды Савченко
Обмен украинской военнослужащей Надежды Савченко, осужденной в России на 22 года заключения по обвинению в убийстве российских журналистов, может быть осуществлен по "пакетному принципу", сообщил вчера "Интерфакс" со ссылкой на источник, знакомый с ходом переговоров. Защитники госпожи Савченко в такой вариант развития событий не очень верят, но утверждают, что, по их данным, политическое решение об обмене принято и произойдет он до конца мая.
"В настоящее время идут очень интенсивные и плодотворные переговоры по всем каналам, и не исключено, что стороны договорятся о взаимной выдаче лиц по пакетному принципу — группа на группу",— сообщил вчера "Интерфакс" подробности переговоров о возможном обмене россиян Евгения Ерофеева и Александра Александрова на украинскую летчицу Надежду Савченко со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. Тот же источник сообщил агентству, что "неплохие шансы для выдачи по принципу взаимности" появились также у находящихся в американских тюрьмах Виктора Бута и Константина Ярошенко.
В Кремле комментировать слова источника агентства отказались. "Мне нечего сказать по теме Савченко, кроме того, что я сказал вчера",— заявил в пятницу пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. За день до этого он говорил, что "по судьбе Савченко каких-либо новых элементов, о которых можно было сказать, нет". Собеседник "Ъ" в администрации президента сообщил, что в Москве не исключают самые разные варианты обмена, но говорить о какой-то конкретике пока преждевременно.
Адвокат госпожи Савченко Илья Новиков в разговоре с "Ъ" назвал сообщения о пакетном обмене "ерундой". По данным защитника, политическое решение об обмене уже принято и произойти он может до конца мая. Сообщения же о том, что взамен на родину могут вернуться и находящиеся в американских тюрьмах россияне, появляются для того, чтобы объяснить аудитории, почему Россия отпускает человека, про которого все федеральные СМИ так долго рассказывали, что она убила двух российских журналистов. "Вбросом" назвал вчера новость о пакетном обмене и другой адвокат Надежды Савченко — Марк Фейгин.
21 апреля министр юстиции Украины Павел Петренко сообщил, что возглавляемое им ведомство направило Минюсту РФ запрос о выдаче Надежды Савченко, однако, по его словам, возможны и другие механизмы ее возвращения на родину — дипломатические или политические. Вчера же судьбу Надежды Савченко в телефонном разговоре обсудили президент Украины Петр Порошенко и президент Европейского союза Дональд Туск. Как сообщила пресс-служба украинского лидера, в ходе беседы господин Туск подчеркнул, что ЕС настаивает на немедленном освобождении госпожи Савченко.
19 апреля "Ъ" сообщал, что нюансы украинского законодательства таковы, что предполагаемый обмен может состояться не ранее чем через месяц, когда приговор россиянам вступит в законную силу. Если в России приговор вступает в силу через десять дней в случае отказа осужденного от апелляции, то на Украине этот срок составляет 30 дней. До истечения этого срока украинское законодательство не позволяет ни президенту помиловать осужденных, ни Министерству юстиции принять решение об отправке их отбывать наказание на родину.
Напомним, Надежда Савченко 22 марта была приговорена Донецким городским судом Ростовской области к 22 годам заключения по обвинению в убийстве журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Когда приговор по ее делу вступил в законную силу, она объявила голодовку, которую согласилась прекратить 19 апреля после телефонного разговора с Петром Порошенко, в ходе которого он рассказал о том, что выработал вместе с Владимиром Путиным "алгоритм освобождения" госпожи Савченко. Вчера Надежду Савченко в СИЗО посетила член СПЧ Елизавета Глинка, сообщившая по итогам беседы с заключенной, что ее "состояние стабильное", а "условия содержания хорошие". Россияне Евгений Ерофеев и Александр Александров, которых украинская сторона называет действующими российскими военнослужащими, 18 апреля были признаны виновными в "агрессивном ведении войны" и приговорены Голосеевским судом Киева к 14 и 13 годам лишения свободы.