Из "Лабиринта" выход в Россию
Сербия выдала совладельца разорившейся турфирмы
Вчера сотрудники российского бюро Интерпола и ФСИН доставили из Белграда в Москву находившегося в розыске по обвинению в особо крупном мошенничестве совладельца туристической фирмы "Лабиринт" Сергея Азарскова. По версии следствия, господин Азарсков и его партнер похитили выручку компании за организацию авиаперевозок. В результате "Лабиринт" не смог выполнить обязательства перед десятками тысяч клиентов, что привело к кризису на рынке туристических услуг в 2014 году.
Экстрадиция Сергея Азарскова стала неожиданностью как для его российских адвокатов, так и сербских. Последние 12 апреля подали Верховному комиссару ООН по делам беженцев Филиппо Гранди жалобу, попросив задержать выдачу господина Азарскова до решения ЕСПЧ. Эту просьбу комиссар перенаправил министру юстиции Сербии Николу Силаковичу, однако тот проигнорировал ее, утвердив ранее принятое решение об экстрадиции.
Сергея Азарскова и его партнера Михаила Шаманова обвиняют в мошенническом присвоении средств клиентов группы компаний "Лабиринт" (в нее входили ООО "Лабиринт", ЗАО "Лабиринт-Т", ООО "Компания "Лабиринт"" и ООО "Идеал-тур"), предназначенных для покупки авиабилетов. По версии следствия, партнеры заранее склонили хозяев группы компаний "Лабиринт" к продаже им большей части акций и долей в уставных капиталах. Установив таким образом контроль над "Лабиринтом", злоумышленники стали переводить средства, предназначенные для покупки авиабилетов, на счета подконтрольных им организаций, и "распоряжались ими по своему усмотрению".
В результате "Лабиринт", как и ряд других российских туроператоров, объявил в августе 2014 года о приостановке деятельности, что привело к кризису на рынке российских туристических услуг, из-за которого более 30 тыс. российских туристов не смогли вовремя вернуться на Родину. В самый разгар этого кризиса, в начале августа 2014 года, хозяев "Лабиринта" пригласили на совещание в Ростуризм с участием сотрудников МВД и ФСБ. После него Михаил Шаманов улетел в Великобританию, а Сергей Азарсков — в Черногорию, где у него проживала семья.
Вскоре после этого СКР предъявил им заочное обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), а суд вынес решение о заочном аресте предпринимателей, на основании которого они были объявлены в международный розыск. Сейчас это дело находится в производстве УВД Северо-Восточного округа Москвы.
По словам адвоката Кирилла Бельского, Сергея Азарскова сербские правоохранители задержали в июне 2015 года. А уже в августе суд первой инстанции сербского города Ужица удовлетворил запрос Генпрокуратуры РФ об экстрадиции предпринимателя в Россию. В сентябре апелляционный суд города Крагуеваца отклонил жалобу Сергея Азарскова на решение суда первой инстанции. Но последнее слово в деле оставалось за Минюстом Сербии, куда Сергей Азарсков направил запрос на получение политического убежища. Ему было отказано на том основании, что ходатайствовать о нем он должен был в стране прилета, то есть Черногории. Обжалуя это решение, господин Азарсков и его защита дошли до ЕСПЧ. Тем временем 7 апреля Минюст Сербии утвердил решение об экстрадиции бизнесмена, а Верховный суд республики на следующий день подтвердил его. При этом суд свое постановление обосновал гарантиями, которые Генпрокуратура дала сербским властям по делу предпринимателя. В них говорилось о том, что к господину Азарскову не может быть применена смертная казнь, что он будет содержаться в СИЗО в условиях, соответствующих европейским, а власти будут неукоснительно соблюдать его право на квалифицированную защиту. В свою очередь, сербские дипломаты смогут это проконтролировать. Кстати, предпринимателя на родине ожидают не только проблемы с правоохранителями и клиентами "Лабиринта", но и долг в размере 1 млрд руб., который по иску компании "Оренбургские авиалинии" был взыскан с него как с поручителя по неисполненному контракту.
"Выдача Сергея Азарскова России носила не правовой, а больше политический характер",— заявил "Ъ" адвокат Бельский. Он надеется, что при избрании меры пресечения его клиенту будет учтено, что он находился под стражей в Сербии больше десяти месяцев.