Дизельгейт привел Volkswagen к рекордным убыткам
Компания выделила на связанные со скандалом расходы €16,2 млрд
Чистый убыток Volkswagen составил в прошлом году €1,6 млрд, это рекордный убыток за всю 79-летнюю историю концерна. Столь плохой результат связан с разгоревшимся в сентябре скандалом вокруг дизельных автомобилей Volkswagen. В пятницу компания увеличила сумму, зарезервированную на связанные с дизельгейтом расходы, более чем вдвое — до €16,2 млрд.
В пятницу немецкий автопроизводитель Volkswagen представил отчетность за 2015 год. Чистый убыток компании в этот период составил €1,6 млрд. Это первый годовой убыток Volkswagen с 1993 года и крупнейший убыток за всю историю компании. Годом ранее автопроизводитель отчитался с чистой прибылью €10,8 млрд. Операционный убыток составил €4,1 млрд. Выручка компании в 2015 году выросла на 5,4%, до €213,3 млрд. В своем отчете Volkswagen также прогнозирует снижение выручки на 5% в нынешнем году.
Убытки Volkswagen связаны с начавшимся в сентябре прошлого года скандалом, получившим название дизельгейт. Тогда Агентство охраны окружающей среды США сообщило, что Volkswagen нарушила американские законы, скрывая токсичные выбросы своих автомобилей. В отношении компании началось расследование во многих странах, в общей сложности речь идет об 11 млн произведенных компанией автомобилей с дизельным двигателем. Как заявил в пятницу генеральный директор Volkswagen Маттиас Мюллер: «Нет сомнений, что проблема с дизельными автомобилями тяжким бременем легла на наши результаты». С сентября акции компании упали более чем на 20%.
В пятницу также стало известно, что компания повысила сумму, зарезервированную на связанные с дизельгейтом выплаты, с €6,7 млрд до €16,2 млрд. Эксперты расходятся в оценке того, все ли предстоящие Volkswagen в связи с дизельгейтом расходы покрывает эта сумма. По мнению аналитика Exane BNP Paribas Стюарта Пирсона, этой суммы достаточно для покрытия всех соответствующих издержек. Кристина Черч из Barclays считает, что все расходы могут достигнуть €25 млрд. В четверг Volkswagen достиг соглашения с властями США, которое в числе прочего предусматривает, что автопроизводитель готов выкупить у американцев 500 тыс. автомобилей с занижающим выбросы ПО. Дизельгейт также негативно сказался на количестве проданных компанией автомобилей — в прошлом году оно снизилось на 2%, до 10 млн штук. В первом квартале нынешнего года доля Volkswagen на европейском рынке в первом квартале упала до самого низкого уровня за последние пять лет — до 23,3%. При этом многие эксперты считают, что, несмотря на скандал, в долгосрочной перспективе позиции Volkswagen довольно прочны. «Без сомнений, Volkswagen оправится. Бренды устойчивы, и, как показывают исследования, чем сильнее бренд, тем больше вероятность, что он оправится даже после серьезных нарушений»,— заявил Эрих Йоахимсталер, генеральный директор компании Vivaldi Partners Group, специализирующейся на разработке брендов и стратегии роста.
Власти разных стран начали проверять и других автопроизводителей. Немецкие власти потребовали от Volkswagen, Daimler и General Motors отзыва 630 млн автомобилей для проверки их на соответствие правилам и устранение снижающего выбросы ПО. В пятницу Daimler объявила о проведении внутреннего расследования системы сертификации автомобилей с дизельными двигателями. Согласно пресс-релизу компании, об этом ее 15 апреля попросило Министерство юстиции США. Французские власти на этой неделе также обыскали офис компании PSA Groupe, производителя автомобилей Peugeot и Citroen.
Как Volkswagen рухнул под газами
18 сентября 2015 года американские власти обвинили концерн Volkswagen в том, что он устанавливал в производимых им автомобилях программное обеспечение, позволяющее обходить принятые в США нормы по выбросам в окружающую среду. Агентство по охране окружающей среды США Синтия Джайлс тогда же заявило, что практика, которой пользовался германский концерн в США в период с 2009 по 2015 годы, может стоить ему $18 млрд в качестве штрафа. Читайте подробнее
Европарламент проверяет Volkswagen
В марте начал свою работу комитет Европарламента по расследованию скандала с дизельными автомобилями Volkswagen. Среди целей комитета — проверить, насколько эффективно действовали в этой связи европейские и национальные власти и всегда ли они соблюдали соответствующее законодательство. Консерваторы в Европарламенте опасаются, что расследование может стать «охотой на ведьм» и что оно может оказать негативное влияние на европейскую автопромышленность. Читайте подробнее