Сербия поторапливается в Европу
Не прощаясь с Россией
На парламентских выборах в Сербии уверенную победу одержала коалиция во главе с премьером Александром Вучичем, который выступает за ускоренную интеграцию страны в Евросоюз при сохранении партнерских отношений с Россией. Впрочем, по мнению сербских экспертов, долго сохранять такой баланс во внешней политике Белграду вряд ли удастся. Переломным моментом могут стать намеченные на 2017 год президентские выборы. С подробностями — корреспондент "Ъ" на Балканах ГЕННАДИЙ СЫСОЕВ.
Согласно предварительным итогам голосования (окончательные будут объявлены 28 апреля), коалиция во главе с правящей Сербской прогрессивной партией получила более 48% голосов. В новом парламенте у нее будет 131 место из 250 — абсолютное большинство, которое позволит самостоятельно сформировать правительство.
Прошедшие в воскресенье выборы были внеочередными — их проведение инициировал премьер Александр Вучич. Целью политика было получить абсолютное большинство в Скупщине (сербский парламент) до того, как рейтинги его партии начнут снижаться — в связи с грядущими болезненными реформами на пути Сербии в ЕС. Одновременно с этим господин Вучич рассчитывает сохранить хорошие отношения с РФ.
После того как в ночь на понедельник победа коалиции премьера стала очевидна, Александр Вучич вышел к журналистам и обозначил ключевые направления внешней политики нового правительства: "Сербия продолжит путь в Европу, мы ускорим это движение и не пойдем ни на какие компромиссы. Мы также продолжим поддерживать традиционно дружеские отношения с Россией, Китаем и США". Таким образом, премьер дал понять, что намерен продолжать политику балансирования между РФ и Западом, опираясь на большинство в парламенте. С этой точки зрения расчет премьера на досрочные выборы, казалось бы, полностью оправдался, и он сможет и дальше уверенно контролировать положение в стране и ее внешнюю политику. Однако на самом деле не все так однозначно.
Новый парламент будет куда менее удобным для лидера Сербии. И дело не только в том, что соратники премьера выступили хуже, чем два года назад: до сих пор Сербская прогрессивная партия имела 158 депутатских мест, а ее коалиционный партнер, социалисты,— еще 44. Оппозицию правительству в парламенте ранее составляли две демократические партии, которые не возражали ни против сближения с ЕС, ни против нормализации отношений с Косово.
Важным, хотя и предсказуемым итогом нынешних выборов стало возвращение в парламент националистических партий. Недавний оправдательный приговор Гаагского трибунала лидеру сербских радикалов Воиславу Шешелю и его активное включение в кампанию способствовали взлету рейтингов его партии — она получила даже больше голосов, чем ей сулили опросы,— около 8% (21 депутатское место). Также проходит в Скупщину коалиция Демпартии Сербии и движения "Двери" — ее результат близок к проходному барьеру 5% (13 мест). Эти политические силы позиционируют себя как пророссийские, ратуя за возврат Косово, прекращение переговоров с ЕС и однозначную переориентацию на Россию. В их лице проевропейский курс премьера столкнется с серьезной обструкцией.
Реально же опереться на демократические силы в парламенте (45 мест) правительство вряд ли сможет. Свою предвыборную кампанию сербские демократы строили на жесткой критике Александра Вучича, практически обходя стороной националистов. Проходящее в Скупщину движение носит красноречивое название "Хватит!". С учетом того что правительству предстоит ряд болезненных реформ и непопулярных мер (в частности, сокращения в госсекторе и повышение цен на электроэнергию), эта критика будет только нарастать.
Еще одной проблемой для премьера может стать разношерстный состав новой коалиции. В нее вошло Сербское движение обновления экс-главы МИДа Вука Драшковича, который выступает за членство Сербии не только в ЕС, но и в НАТО. Там же — Сербская народная партия Ненада Поповича, который имеет обширный бизнес в России и активно поддерживает позицию Москвы, добивающейся проведения в Сербии референдума по НАТО. Как сообщили "Ъ" информированные источники в Белграде, господин Попович может занять в новом правительстве пост вице-премьера по отношениям с РФ.
Непросто складываются и отношения премьера с президентом Томиславом Николичем, хотя оба являются основателями нынешней правящей партии. Господин Николич занимает более пророссийскую позицию и активно это афиширует. За месяц до сербских выборов его принял в Москве президент РФ Владимир Путин (см. "Ъ" от 11 марта), а вот в нынешней предвыборной кампании господин Николич замечен не был.
Все это, по мнению сербских экспертов, делает продвигаемую Александром Вучичем конструкцию балансирования между ЕС и Россией весьма неустойчивой. "Вариант "идем в Европу, но не идем в НАТО и при этом имеем особые отношения с Россией" малореален. Проблема и в том, что даже самый влиятельный в Сербии политик, премьер Вучич, не смеет прямо объявить, куда идет страна",— говорит один из ведущих белградских политологов Душан Янич. По его словам, "переломными с точки зрения определения четкого отношения Белграда к ЕС и России" станут президентские выборы, которые пройдут в Сербии в 2017 году.