«Ариант» показал аппетит
Челябинский агрохолдинг планирует расширить сеть вдвое за счет Сибири
Крупнейший уральский агрохолдинг «Ариант» до конца года намерен открыть 50 магазинов формата «у дома» в Новосибирской области и около 130 — в Кузбассе. Колбасы и мясные деликатесы производитель будет привозить из Челябинска до тех пор, пока компания не запустит агрокомплекс в Новокузнецке мощностью 45 тыс. т мяса в год. Участники местного рынка считают завышенными ожидания уральского производителя.
Компания «Ариант» в конце прошлой недели открыла в Новосибирске 10 магазинов своей фирменной торговой сети. До конца года их число увеличится до 50, сообщила „Ъ“ специалист отдела маркетинга «Ариант» Ольга Гермашева. Одновременно компания разворачивает сеть магазинов в Кемеровской области и планирует открыть к концу года в Кузбассе 128 магазинов (60 в Новокузнецке и 68 в Кемерово). Инвестиции в экспансию сети составят около 200 млн руб. «В среднем мы открываем три-четыре магазина в неделю», — сообщила госпожа Гермашева. По оценкам компании, емкость новосибирского рынка мясопродуктов — около 2,6 млн т в год, с учетом новосибирской агломерации — 3,3 млн т. В Кузбассе около 960 тыс. т приходится на Кемерово и столько же — на Новокузнецк. Назвать долю рынка, которую компания планирует занять в Сибири, в «Арианте» затруднились, однако уточнили, что в планах на ближайшие два года — открытие 200 фирменных магазинов в Новосибирске (по магазину на 10-12 тыс. жителей). По информации администрации Кемеровской области, в Кузбассе компания намерена открыть к 2020 году около 250 фирменных магазинов.
Поставлять продукцию в Сибирь компания планирует из Челябинска. В то же время «Ариант» строит в Новокузнецке животноводческий комплекс на 270 тыс. голов (мощность 45 тыс. т мяса в год), комбикормовый завод (мощность 40 т в час), элеватор для хранения зерна на 80 тыс. т, мясоперерабатывающий комбинат (объем производства 100 т в сутки) и логистический центр. Инвестиции в строительство агрокомплекса составят 12 млрд руб. «На следующий год запланирован завоз животных на объекты комплекса первой очереди. Выход на проектную мощность агрокомплекса — в 2020 году»,— рассказал „Ъ“ заместитель директора по финансам и экономике ОАО «Кузнецкие ферросплавы» Владимир Завражнов. «Новокузнецкое предприятие будет поставлять продукцию от Омска до Владивостока. Соответственно, запланировано активное развитие торговых сетей компании. После Новосибирска, Кемерово и Новокузнецка в ближайших планах — выход в Барнаул, Томск, Омск, Красноярск»,— говорит Ольга Гермашева.
Рынок колбас и деликатесов — тот рынок, где при выборе товара марка имеет значение для потребителя, считает директор маркетингового агентства APRA Елена Бабина: «Далеко не всем игрокам других регионов удается попасть на этот рынок. Как правило, они занимают только несущественную долю или вообще уходят с него», — говорит она. По словам гендиректора агропромышленной группы «Кудряшевская» Сергея Подоймы, выход еще одного игрока на сибирский рынок не изменит существенно расстановку сил. «Конкуренция и так высока. Конечно, кого-то они подвинут, но сейчас не 90-е годы, когда крупный игрок, выходя в регион, диктовал свои условия. Серьезных участников рынка много и их позиции сильны»,— уверен он.
По данным директора ООО «R-Аналитика» Максима Ремизова, на рынке Новосибирской области присутствует около 120-130 предприятий, производящих продукты из мяса и мяса птицы. Около 70% их выручки приходится на предприятия-лидеры отрасли: «Сибирскую продовольственную компанию», «Торговую площадь», комбинат полуфабрикатов «Сибирский гурман». Ежегодно один магазин «у дома» зарабатывает до 30-60 млн руб. Таким образом, в Новосибирске 50 магазинов «Арианта» принесут минимум 1,5 млрд руб. (всего продуктовый оборот в регионе в 2015 году составил 207 млрд руб.) 128 кузбасских магазинов заработают около 3,9 млрд руб. (всего продуктовый оборот в регионе в 2015 году составил 181 млрд руб.), подсчитал финансовый аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин. «За счет предоставления покупателям более широкого ассортимента мясной продукции ритейлер, скорее всего, сможет делать более высокую наценку и, таким образом, отчасти нивелировать конкурентное преимущество крупных сетей, связанное с развитой логистикой и низкими закупочными ценами»,— полагает он.