«Ариант» показал аппетит
Челябинский ритейлер планирует расширить сеть вдвое за счет Сибири
Крупнейший уральский агрохолдинг «Ариант» до конца года намерен открыть 50 магазинов формата «у дома» в Новосибирской области и около 130 — в Кузбассе. Колбасы и мясные деликатесы производитель будет привозить из Челябинска до тех пор, пока компания не запустит крупный агрокомплекс в Новокузнецке мощностью 45 тыс. т мяса в год. Участники местного рынка считают завышенными ожидания уральского производителя.
Компания «Ариант» в конце прошлой недели открыла в Новосибирске 10 фирменных магазинов. До конца года их число увеличится до 50, сообщила „Ъ“ специалист отдела маркетинга «Арианта» Ольга Гермашева. Одновременно компания разворачивает сеть магазинов в Кемеровской области и планирует открыть к концу года в Кузбассе 128 магазинов (60 в Новокузнецке и 68 в Кемерове). Инвестиции в экспансию сети составят около 200 млн руб.
По оценкам компании, емкость новосибирского рынка мясопродуктов из свинины — около 2,6 млн кг в год, с учетом новосибирской агломерации — 3,3 млн кг. В Кузбассе около 960 тыс. кг приходится на Кемерово и столько же на Новокузнецк. Назвать долю рынка, которую компания планирует занять в Сибири, в «Арианте» затруднились, однако уточнили, что в планах на ближайшие два года открытие 200 фирменных магазинов в Новосибирске (по магазину на 10–12 тыс. жителей). По информации администрации Кемеровской области, в Кузбассе компания намерена открыть к 2020 году около 250 фирменных магазинов.
ООО «Агрофирма „Ариант“» — холдинговая компания, которая управляет 82 тыс. га посевных площадей, животноводческим комплексом, предприятиями по переработке мяса и производству мясных деликатесов, тремя комбикормовыми заводами в Челябинской области. Фирменная торговая сеть превышает 550 магазинов формата «у дома» на Урале. Принадлежит на паритетных началах Челябинскому электрометаллургическому комбинату и «Кузнецким ферросплавам» (Кемеровская область). Выручка «Арианта» в 2014 году составила 8,7 млрд руб.
Поставлять продукцию в Сибирь компания планирует из Челябинска. В то же время «Ариант» строит в Новокузнецке животноводческий комплекс на 270 тыс. голов (мощность 45 тыс. т мяса в год), мясоперерабатывающий комбинат (объем производства 100 т в сутки). Инвестиции в строительство агрокомплекса составят 12 млрд руб. «Новокузнецкое предприятие будет поставлять продукцию от Омска до Владивостока. После Новосибирска, Кемерова и Новокузнецка в ближайших планах — выход в Барнаул, Томск, Омск, Красноярск»,— говорит Ольга Гермашева.
По оценкам экспертов рынка, «Арианту» придется побороться за место под солнцем. На рынке колбас и деликатесов при выборе товара марка имеет значение для потребителя, отмечает директор маркетингового агентства APRA Елена Бабина. По словам гендиректора агропромышленной группы «Кудряшовская» Сергея Подоймы, выход еще одного игрока на сибирский рынок не изменит существенно расстановку сил. «Конкуренция и так высока. Конечно, кого-то они подвинут, но сейчас не 90-е годы, когда крупный игрок, выходя в регион, диктовал свои условия. Серьезных участников рынка много, и их позиции сильны»,— уверен он.
По данным директора ООО
«R-Аналитика» Максима Ремизова, на рынке Новосибирской области присутствует около 120–130 предприятий, производящих продукты из мяса и мяса птицы. Около 70% их выручки приходится на предприятия — лидеры отрасли: СПК, «Торговую площадь», «Сибирский гурман».
Ежегодно один магазин «у дома» зарабатывает до 30–60 млн руб. Таким образом, в Новосибирске 50 магазинов «Арианта» принесут минимум 1,5 млрд руб. (всего продуктовый оборот в регионе в 2015 году составил 207 млрд руб.), 128 кузбасских магазинов заработают около 3,9 млрд руб. (всего продуктовый оборот в регионе в 2015 году — 181 млрд руб.), подсчитал финансовый аналитик «Финам» Тимур Нигматуллин.