«Речь не идет ни о каком разделении Сирии»
Представитель Госдепартамента США прокомментировал заявление Джона Керри по Сирии
Предложения Джона Керри по сохранению перемирия в Сирии не направлены на ее разделение. Об этом заявил официальный представитель Госдепартамента США Джон Кирби. Так он прокомментировал недавнее интервью госсекретаря газете The New York Times. Джон Керри предложил согласовать с Москвой новую систему мониторинга за режимом прекращения огня в Сирии. По мнению госсекретаря, США и Россия должны распределить зоны ответственности и следить за соблюдением перемирия на этих территориях арабской республики. Также должны быть определены зоны военных действий против террористических группировок, действующих в Сирии. При этом госсекретарь не имел в виду политическое разделение страны, отметил представитель Госдепартамента США Джон Кирби.
«Госсекретарь признает, насколько хрупкий режим прекращения огня действует сейчас в Сирии, поэтому он ищет новые пути для того, чтобы сохранить и поддержать то, чего удалось добиться. Джон Керри не говорит о разделении в Сирии, по крайней мере, в том смысле, в котором люди говорят об этом в политическом аспекте. Мы остаемся приверженцами целой и единой Сирии, эту цель ставят перед собой все страны-участницы группы поддержки Сирии, что подтверждает и резолюция Совета безопасности ООН», — отметил Кирби.
В российском МИДе предложение Джона Керри назвали «упрощенным подходом». «Все-таки принципиальной является борьба с террористами», — пояснил глава ведомства Сергей Лавров. На самом деле Москве стоило внимательнее отнестись к словам госсекретаря США, считает профессор кафедры современного востока РГГУ Григорий Косач.
«Предложение Кэрри абсолютно резонно — это предложение носит, прежде всего, технический характер, обе стороны действуют на территории Сирии, обе стороны должны координировать свои действия, как со стороны базы Хмеймим, так и со стороны американского центра в иорданской столице. И в этой связи постановка вопроса об упрощенности либо о разделе Сирии на сферы влияния кажется не совсем продуманной. Речь не идет ни о каком разделении Сирии, международное сообщество стремится к сохранению статус-кво, которое существовало до 2011 года, к сохранению единства территории ближневосточных государств», — уверен Косач.
Режим прекращения огня действует в Сирии с 27 февраля. Представители правительства и различные оппозиционные силы ведут переговоры по политическому урегулированию конфликта в стране. При этом на прошлой неделе одна из сторон — делегация Высшего комитета по переговорам — приостановила свое участие в консультациях. Причиной стали претензии к Дамаску и нарушения перемирия. Женевский процесс можно продолжать и без участия этой группы, однако, в конце концов, она должна вернуться к переговорам, считает политолог, востоковед Константин Труевцев.
«Это все-таки существенный сегмент оппозиции, но проблема в том, что в районе Алеппо действует, с одной стороны, группа Джабхат-ан-Нусра, но там происходит такая чехарда, когда отряды умеренной оппозиции вдруг начинают примыкать к Джабхат-ан-Нусре. Потом они вновь расходятся, и сирийские войска начинают наносить удары по Джабхат-ан-Нусре, а оказывается, что удары наносятся по умеренной оппозиции. Эта трудноразрешимая ситуация», — полагает Труевцев.
Как уже заявила глава европейской дипломатии Федерика Могерини, международное сообщество должно оказать давление на всех участников сирийских переговоров, чтобы консультации в Женеве возобновились в полном составе. Продолжающийся сейчас второй раунд переговоров должен завершиться 27 апреля. Следующий, по данным СМИ, стартует 10 мая.