Армения не идет на разговор о Карабахе
Президент Серж Саргсян не готов к объявленному диалогу с Азербайджаном
Возобновление переговоров по Нагорному Карабаху при посредничестве Москвы откладывается. Президент Армении Серж Саргсян заявил об отсутствии условий для нового диалога, который уже анонсировали официальные лица в Баку и Москве. Господин Саргсян также не видит возможности для размещения в зоне конфликта российских миротворцев и не считает новыми те предложения, которые на прошлой неделе привез в Ереван глава МИД РФ Сергей Лавров. Демарш Армении, предпочитающей нынешний статус-кво, ставит в непростое положение ее стратегического союзника — Россию, делая перспективы инициированного Москвой переговорного процесса туманными. Комментируя ситуацию, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал ее «очень хрупкой».
Заявления президента Армении Сержа Саргсяна агентству Bloomberg охладили пыл сторонников форсированных переговоров об урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. О том, что Ереван и Баку готовы возобновить диалог, на прошлой неделе сообщил помощник президента Азербайджана Али Гасанов: «Инициатива поступила от Владимира Путина. Он обратился к президентам обеих стран, и сейчас готовится переговорный процесс. Возможно, в ближайшие дни начнется интенсивный этап переговоров». Высокопоставленный источник “Ъ” в Кремле подтвердил: «Мы задействовали все необходимые дипломатические механизмы, чтобы усадить стороны за стол переговоров в самое ближайшее время».
Однако президент Армении Серж Саргсян поспешил дезавуировать заявления Баку и Москвы. Он выразил недоумение по поводу сигналов о том, что мирные переговоры якобы могут начаться со дня на день, и перечислил несколько причин, которые, по его мнению, делают возобновление диалога несвоевременным. Одна из них — отсутствие мер доверия и гарантий безопасности. «Мы там начнем переговоры, а военные здесь — войну? Где вы такое видели?» — недоумевал президент Саргсян.
Армянский лидер четко дал понять: общественное мнение в его стране разочаровано действиями Москвы, пытающейся соблюдать баланс между Ереваном и Баку. Более того, он намекнул, что это разочарование может еще больше усилиться. Наконец, говоря о состоявшемся на прошлой неделе визите в Ереван главы МИД РФ, Серж Саргсян выразил мнение, что господин Лавров «на данном этапе не мог привезти какие-то предложения или документ, поскольку он опытный дипломат и прекрасно понимает, что говорить о переговорах после четырехдневной войны (апрельское обострение конфликта.— “Ъ”) нелогично». Не видит Серж Саргсян и возможностей для размещения в зоне конфликта российских миротворцев.
На прошлой неделе Сергей Лавров привез в Ереван согласованные с международными посредниками предложения по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. По данным “Ъ”, речь шла о модернизированной версии Мадридских принципов минской группы ОБСЕ. «Сергей Лавров никогда никуда с пустыми руками не приезжает»,— заявила тогда официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, впрочем, добавив, что речь идет «об определенных наработках», а не о «плане, программе, проекте или документе».
Во вторник, менее чем через сутки после своего резонансного интервью Bloomberg, Серж Саргсян произвел перестановки в руководстве силовых структур, уволив сразу трех высокопоставленных военных: замминистра обороны Алика Мирзабекяна, начальника войск связи ВС генерал-майора Комитаса Мурадяна и начальника разведывательного управления главного штаба ВС генерал-майора Аршака Карапетяна.
По сведениям источников “Ъ”, близких к Минобороны РФ, отставка высокопоставленных армянских военных напрямую связана с последними событиями в Нагорном Карабахе. Аршак Карапетян был отстранен от должности из-за просчетов его подчиненных, не сумевших заранее оповестить высшее руководство о стягивании Азербайджаном к линии соприкосновения тяжелых вооружений (в частности, огнеметных систем ТОС-1А). После их применения армянские военнослужащие понесли серьезные потери. Кроме того, в больницах Нагорного Карабаха для пострадавших не оказалось противоожоговых средств, которые в экстренном порядке пришлось доставлять из Москвы. По данным источников “Ъ”, Алика Мирзабекяна уволили «из-за просчетов со снабжением армянских военнослужащих», а Комитаса Мурадяна — из-за «проблем в войсках, проявившихся в ходе последней вспышки конфликта».
В Кремле пока не комментируют особую позицию Еревана по вопросу возобновления армяно-азербайджанских переговоров. Отвечая на вопрос о ситуации вокруг Нагорного Карабаха, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в понедельник лишь назвал ее «очень хрупкой».
На фоне высказываемого армянской стороной недовольства предложениями в ближайшее время вернуться за стол переговоров азербайджанская сторона демонстрирует готовность к диалогу, пытаясь получить максимум дипломатических дивидендов. «Мы стараемся решить вопрос мирным путем»,— заявил сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев. А глава МИД страны Эльмар Мамедъяров призвал «начать всесторонний политический процесс».
Несмотря на возражения Еревана, вопрос о встрече лидеров Армении и Азербайджана все еще не снят с повестки дня. Прибывший в Баку сопредседатель минской группы ОБСЕ от Франции Пьер Андрие подтвердил: минская группа не намерена отказываться от попыток организовать переговоры Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна.
Между тем демарш Еревана, предпочитающего сохранять нынешний статус-кво в Нагорном Карабахе и не идти ни на какие размены, ставит в непростое положение его главного стратегического союзника — Россию, делая перспективы инициированного Москвой переговорного процесса туманными.
«В отношениях Москвы и Еревана это выглядит ситуацией, когда хвост виляет собакой. Но не следует думать, что сегодня, как это было во времена СССР, Москва дергает за веревочки, полностью контролируя лидеров бывших советских республик. У этих лидеров есть свои представления о красных линиях, которые они не могут позволить себе переступить»,— пояснил “Ъ” мотивы Сержа Саргсяна доцент РГГУ, эксперт Российского совета по международным делам Сергей Маркедонов. По мнению эксперта, последние заявления Сержа Саргсяна обусловлены ситуацией в Армении, где после потерь, понесенных в начале апреля, общество настроено более радикально, чем раньше, и не готово ни к каким уступкам. «В этой ситуации политик не будет совершать самоубийство, соглашаясь на переговоры. Для возобновления мирного процесса нужна сильная мотивация, которой пока нет»,— пояснил “Ъ” Сергей Маркедонов.