«Победа» внутреннего пользования
Полеты лоукостера за рубеж ограничат
«Аэрофлот» намеренно тормозит развитие дочерней «Победы»: он ограничил долю зарубежных рейсов лоукостера до 10–15% от общего числа полетов. Международные маршруты считаются выгодными, но там «Победа» может отнимать часть пассажиров у «Аэрофлота». В лоукостере считают, что не конкурируют с материнской компанией из-за разницы ценовых сегментов, а эксперты добавляют, что в кризис «Победу» лучше ориентировать на завоевание пока растущего внутреннего рынка.
Лоукостер «Аэрофлота» «Победа» сконцентрирует развитие на внутренних перелетах и будет совершать за границу не более 10–15% полетов от общего числа рейсов, сообщил во вторник «России 24» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. По его словам, компания сама ввела «определенное ограничение» на полеты «Победы» за рубеж. Топ-менеджер также подчеркнул, что, хотя в бизнес-плане «Победы» был заложен на 2015 год убыток в 1,7 млрд руб., лоукостер заработал 32 млн руб. чистой прибыли по РСБУ (по МСФО у перевозчика чистый убыток в 80 млн руб.). В 2016 году «Победе» прогнозируется «плюсовой результат».
«Победа» — единственный лоукостер в РФ, создан в конце 2014 года вместо попавшего под санкции «Добролета». В 2015 году перевезла чуть более 3 млн человек (загрузка — 81,2%), за первый квартал 2016 года — 950 тыс. человек (5-е место в РФ). В летнем расписании заявлены полеты по 60 направлениям, из них 11 — зарубежные. Парк состоит из 12 Boeing 737–800, базируется во Внуково. Минимальная стоимость билета — 999 руб.
Международные рейсы считаются более прибыльными, чем внутренние, но объем пассажиропотока за рубеж постоянно снижается (в первом квартале, по данным Росавиации, он упал на 22,5%, до 5,7 млн человек). При этом «Победа» в 2015 году активно добивалась права летать по международным маршрутам и осенью получила разрешение летать в Германию, Францию и Словакию. Тем самым сложилась ситуация, когда лоукостер мог отнять часть рынка у «Аэрофлота». В «Победе» “Ъ” заявили, что материнская и дочерние компании холдинга работают в разных сегментах, поэтому конкуренции между ними «быть не может». Источник “Ъ” в отрасли отметил, что «Аэрофлот» намеренно сдерживает рост лоукостера «только по одной причине — чтобы не превысить 50-процентную долю рынка». По первоначальным планам «Аэрофлота», к 2018 году флот «Победы» должен был состоять не менее чем из 40 самолетов, а объемы перевозок — превысить 10 млн пассажиров в год.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко считает решение сдержать выход «Победы» за рубеж «разумным и ожидаемым»: в кризис логично переориентировать бизнес лоукостера на внутренние линии, где еще растет пассажиропоток, в том числе по курортным направлениям. В то же время на зарубежных маршрутах после ухода «Трансаэро» у «Аэрофлота» конкуренция заметно ниже, добавил он, и создавать конкурента в рамках группы было бы неправильным шагом.