«Пощады никому не будет, время лояльности закончилось»
Реплика Дмитрия Дризе
Крупнейший российский системообразующий банк оштрафован на рекордную сумму за сомнительные операции. Об этом заявил во вторник зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин. При этом он не уточнил, о каком именно институте идет речь, но зато предупредил банки об ужесточении позиции. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что такими словесными интервенциями ЦБ может только ухудшить ситуацию.
Стресс-загадка от Банка России: зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин предупреждает: регулятор намерен жестко бороться с сомнительными операциями в банковской сфере. Пощады никому не будет, время лояльности закончилось. Сейчас в центре внимания крупнейшие российские системообразующие банки. Далее цитата: «Не хочу говорить о плохом, но один банк мы оштрафовали на сумму, примерно сравнимую с банком BNP Paribas. Это был крупнейший штраф», — сказал Скобелкин.
В 2014 году французский банк BNP Paribas выплатил американским финансовым властям без малого $9 млрд за нарушения режима санкций. Банк признал, что в течение восьми лет работал с контрагентами в Судане, Иране и на Кубе. Все они были в черном списке США как пособники террористов. И вот теперь на астрономическую сумму оштрафован некий крупный российский банк. Правда, как сказал Скобелкин, сумма, конечно, меньше, притом штраф предъявлен, но не оплачен.
Рынок акций и так снижался — новость не добавила оптимизма участникам, особенно в банковском секторе. В целом никто не отрицает, что в российской финансовой системе не все ладно, что есть проблемы с отмыванием. Но возникает большой вопрос — насколько эффективно Банк России борется с нарушениями посредством устрашающей риторики? Как в детском саду: будете шалить, выгоним из класса. США четко объявили, что BNP Paribas предъявлены обвинения за конкретные нарушения. А у нас — неизвестный большой банк оштрафован, неизвестно за что, непонятно когда. Да и к тому же не заплатил и не факт, что заплатит. Тогда получится, что ЦБ только и умеет, что грозить. И, возможно, название банка скрывается именно поэтому. У нас есть много способов избежать наказаний. Зато настроение у банкиров от таких заявлений явно не повысится. Это создает нервозность, совершенно не нужную на рынке, особенно сейчас, в сложное кризисное время.