Через европейские санкции пройдут российские ледоколы

Евросоюз подготовил новую стратегию по Арктике

В Брюсселе в среду представили единую европейскую политику в отношении Арктического региона. На встрече с журналистами глава внешнеполитической службы ЕС Федерика Могерини подчеркнула интерес Евросоюза в углублении партнерства с Россией в Арктическом регионе. Несмотря на экономические санкции, сотрудничество с российским ледокольным флотом для ЕС остается одним из приоритетов. В то же время совместные нефтегазовые проекты российских и западных компаний заморожены — как минимум до июля 2016 года.

Фото: Елизавета Дмитриева, Коммерсантъ

В среду Еврокомиссия предложила обновленную версию европейской политики по Арктическому региону. В качестве основных приоритетов выделяются проблемы глобального потепления, охрана природных ресурсов региона, диалог с местным населением Арктики и международное сотрудничество. При этом в пресс-релизе, выпущенном в тот же день, в качестве ключевых партнеров Евросоюза названы все страны—постоянные участники Арктического совета, не входящие в ЕС (Исландия, Норвегия, Канада, США), кроме России.

Позже, однако, Федерика Могерини не раз подчеркнула заинтересованность Евросоюза работать вместе со всеми приарктическими странами, включая Россию. «С Россией мы работаем по принципу избирательных обязательств. Это значит, что мы объединяем силы в работе над Арктическим регионом, который представляет глобальный интерес»,— заявила госпожа Могерини журналистам, несколько раз обращая внимание на тему сотрудничества с Россией.

Несмотря на позитивный настрой главы европейской дипломатии в отношении России, экономические санкции Евросоюза в полной мере относятся и к разработке Арктики. «В настоящий момент мне не известно ни о каких общих проектах европейских и российских компаний в Арктическом регионе. Сотрудничество ЕС и России происходит исключительно в научной сфере, вся экономика заморожена до июля»,— уточнил “Ъ” высокопоставленный источник в Еврокомиссии. Напомним, что еще в 2014 году, до вступления в силу антироссийских санкций, российские компании плотно сотрудничали с европейскими партнерами. К примеру, «Роснефть» работала над общими проектами с норвежской Statoil и итальянской Eni.

Одной из сфер сотрудничества между ЕС и Россией, которую не затронули санкции, остается транспортная отрасль. Так, еврокомиссар по окружающей среде, морским делам и рыболовству Кармену Велла заявил, что ЕС заинтересован в использовании российского ледокольного флота. «Этот интерес очевиден для любых европейских стран, которые занимаются транспортной перевозкой в Арктическом регионе»,— добавил Велла.

В настоящий момент ЕС пытается добиться статуса постоянного наблюдателя в Арктике. Напомним, что ключевые решения в вопросах освоения Арктики принимает Арктический совет, состоящий из восьми стран, имеющих права на арктические территории: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Несколько стран—членов ЕС являются наблюдателями в регионе, среди них Великобритания, Германия, Испания, Франция.

Арктика богата природными ископаемыми, особенно значительны запасы природного газа, а также нефти. Однако бурение нескольких нефтяных скважин (в том числе проводимое компаниями Shell, BP, Exxon Mobil и Chevron) было недавно остановлено в связи с нерентабельностью: качество арктической нефти не самое высокое, а цены на этот продукт стремительно падали на протяжении последних лет.

Елизавета Дмитриева, Брюссель


Как Россия развивает военную инфраструктуру на Крайнем Севере

Россия не будет заниматься милитаризацией Арктики, но военную инфраструктуру в регионе восстановит — об этом в декабре 2015 года на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. До конца 2015 года Минобороны РФ завершит строительство 440 объектов военной инфраструктуры, в которой разместятся формируемые воинские части. В 2016 году в регионе будет проведено несколько десятков учений различного масштаба. Читайте подробнее

Вся лента