Лучи добра
Lada Xray на тесте “Ъ”
Вслед за Lada Vesta российский авторынок штурмует еще одна автовазовская новинка с дизайном от британца Стива Маттина — кроссовер Lada Xray. Иван Буранов и Ольга Мордюшенко, протестировав модель в комплектации за 700 тыс. руб., спорили о шумоизоляции и ходовых качествах машины, но сошлись в одном: среднестатистический автолюбитель все же предпочтет за эти же деньги «корейца» или «француза».
За рулем — Иван Буранов
После внимательного изучения нового лица российского автопрома — автомобиля Lada Vesta — нельзя было обойти вниманием и другую вазовскую новинку — Lada Xray. Тем более что Vesta, едва появившись в продаже, сразу же попала в топ-10 самых продаваемых моделей в России (четвертое место по итогам марта). Ждет ли Xray такой же успех?
С Vesta все понятно: хороший, добротный недорогой автомобиль B-класса со спорным, но в целом привлекательным дизайном. Xray, позиционирующийся АвтоВАЗом как кроссовер (хотя, по сути, это хетчбэк повышенной проходимости), далек от идеалов красоты. Сделан он на базе Renault Sandero Stepway, но «француз» в оригинальном виде выглядит гораздо привлекательнее. Из-за маленьких колес Xray напоминает похудевшего бегемотика, высокого и худенького. Ситуация усугубляется еще и дизайнерской задумкой Стива Маттина — выемками на бортах, которые должны по идее образовывать букву Х, но выглядят вмятинами на дверях. Говорят, что проблему внешнего вида решают пластиковые обвесы на арках — в этом случае Xray сразу начинает напоминать Renault Duster, но лучше уж так.
Материалы салона соответствуют сугубо российским традициями: простой, но качественный пластик, примитивные, но мягкие тканевые сиденья. Спина во время длительных путешествий не затекает. Ничего нигде не гремит и не звенит, а это уже неплохо. Такая нормальная неприхотливая машина тысяч за 350–400 (рублей), чтобы перевезти на дачу тещу, захватив с собой тумбочку и коробки с гвоздями или доски.
Но Xray в базе стоит 583 тыс. руб., а у нас на тесте была комплектация Top/Prestige за 698 тыс. руб. Что тут престижного — не ясно, ведь интерьер откровенно спартанский: даже подлокотника в этой машине нет. С наступлением темноты мгла охватывает салон Xray: слабая подсветка есть только у приборки, экрана и климат-контроля. В сумерках с большим трудом нашел, где регулируются зеркала заднего вида. Как-то хочется добавить уюта за счет каких-нибудь лампочек (почему бы не вставить подсветку, например, в прикуриватель?). Никто ведь не требует от ВАЗа россыпи кнопок, как в Porsche Cayenne!
Конечно, в «по-вазовски» богатой комплектации есть и свои плюсы. Например, в машине есть действительно очень хорошая камера заднего вида, качеству изображения которой могут позавидовать солидные автопроизводители. Штатная навигация спорная: здесь не хватает подписей к улицам, зато есть интересная фишка в виде указателей направления движения по полосам на перекрестках (как на дорожных знаках, висящих над стоп-линией). Но разве все это компенсирует общую дешевизну отделки? Автомобиль стоит, повторюсь, почти 700 тыс. руб., а это очень серьезные деньги.
Российская машина, не вызывающая отвращения через день использования,— это все-таки большое достижение
Возможно, найдутся и менее капризные клиенты, для которых важны исключительно ходовые свойства Xray. Подвеска от Renault неплохо для своего класса проглатывает неровности, хотя перед лежачими полицейскими лучше все же притормаживать. При движении по трассе нареканий не возникло: кроссовер в колее не бросает и ветром не сдувает. Уровень шумоизоляции весьма высокий, как и у Vesta — разговаривать в салоне можно вполголоса на любой скорости.
Совместная работа механической коробки и 1,6-литрового мотора (110 л. с.) вызывает неподдельный восторг. Двигатель от «Калины» довольно тяговит (170 Нм), заправлять его можно 92-м бензином. Передаточные числа коробки таковы, что трогаться можно сразу с третьей передачи, как на дизеле. В городе это довольно удобно, особенно с учетом того, что Xray — небольшой и довольно маневренный авто. Казалось бы, обратная сторона «коротких передач» — по шоссе быстро не поездишь. Но нет, темп в 130–140 км/ч держится легко, иногда даже солидные иномарки дорогу уступают в левом ряду.
К концу тестовой недели я так привык к этому быстрому и юркому автомобильчику (закрыв глаза на спартанский интерьер), что жалко его было отдавать. Да и расход выше 8–9 л не поднимался за все время эксплуатации. Купил бы я такую Lada за 700 тыс. руб. с механической коробкой передач, без подлокотника и с задними барабанными тормозами? Нет: все же дороговато. Если мне нужна небольшая переднеприводная машина с большим клиренсом (195 мм), я куплю лучше Renault Sandero Stepway с аналогичным дорожным просветом, пожертвовав камерой заднего вида и мощностью мотора (694 тыс. руб. в комплектации Privilege с 1,6-литровым 82-сильным двигателем). А вот про базовую версию Xray за 589 тыс. руб. уже можно подумать (Stepway в базе стоит 629 тыс. руб.), если нужен компактный авто для быстрого перемещения из пункта «А» в пункт «Б» с небольшим расходом топлива. Такой вариант будет точно лучше, чем китаец (Brilliance V5, например). Будет ли обслуживание Xray таким же неприхотливым, как и Renault, покажет время. Российская машина, не вызывающая отвращения через день использования,— это все-таки большое достижение, хотя российского в Xray не так уж и много.
За рулем — Ольга Мордюшенко
Как известно, машину, на разработку которой потрачены большие деньги и время, может ожидать провал. Но у Lada в этом плане огромная фора. Жители страны, десятилетия не видевшие ничего, кроме пресловутой «классики» «Жигулей», готовы снисходительно отнестись к попыткам российских заводов сделать что-то приличное. Сейчас, когда новые модели иностранных производителей появляются слишком часто и начинают надоедать, каждая многострадальная премьера АвтоВАЗа — это значимое событие. Сейчас же мы наблюдаем и вовсе уникальное событие. Почти одновременно концерн выпустил целых две модели в рамках одной концепции. Первым к нам на тест попал седан Vesta, оставивший о себе приятное ощущение перемен. Поэтому к Xray я заранее питала нежные чувства.
Снаружи машина выглядит по-настоящему эффектно без всяких оговорок, что она российская. Наша Xray была делового коричневого цвета, но можно выбрать и куда более эффектную красную или оранжевую расцветку. На агрессивном разбавленном хромом переднем бампере четко читается буква «Х», ставшая основой концепции Lada. Правда, от того, что вся передняя часть сделана в этом стиле, фары получились большими и грустными, как глаза у панды. Почти такой же формы и зеркала-лопухи. Сделаны они аккуратно и даже любовно, причем контрастная каемка из черного пластика чем-то даже напоминает кожу.
По сравнению с Vesta машина кажется сырой, даже странно думать, что эти две модели выпускают в одно время на одном заводе. Конечно, здесь нет таких очевидных недоделок в виде дрожащего, норовящего выскочить из передачи рычага коробки и трясущейся на холостом ходу педали сцепления. При этом на рычаге КПП ровно под ладонью водителя с какой-то загадочной целью появился огромный выпуклый шов. В принципе расчет понятен: если шов расположить с другой стороны, то он остался бы незамеченным, но об него очень быстро натиралась бы рука.
Гладкие и блестящие поверхности в салоне контрастируют с грубым пластиком, узоры неожиданно переходят в шагрень
Кнопки в салоне сделаны довольно топорно и щелкают с безнадежностью советского тумблера. Но зато вы точно поймете, сработали ли они, а размер клавиш устроит даже обладателя очень больших пальцев. Видимо, для сохранения баланса в природе регуляторы климат-контроля, напротив, вращаются слишком легко, так что выбранную температуру вовремя зафиксировать сложно. Стекла придется все время опускать и поднимать вручную, удерживая кнопку, потому что автоматический режим в этой машине не предусмотрен.
Экран управления мультимедиа-системами, расположенный на центральной консоли, мог бы быть побольше. Поскольку пульт управления кнопками обдува тоже небольшой, то салон в результате выглядит пустым, так что все внимание водителя и пассажиров переключается на неказистую отделку. И тут XRay — сплошная эклектика. Гладкие и блестящие поверхности в салоне контрастируют с грубым пластиком, узоры неожиданно переходят в шагрень. Повсюду, даже в форме торпедо, видятся отсылы к новой Х-концепции Lada. Несмотря на внешнюю привлекательность, вряд ли это будет практично, так как в изгибах пластика непременно начнет забиваться пыль.
Новая Lada может предложить водителю не так много функций управления системами — они разделены на шесть папок: радио, медиа, телефон, карта, навигация и настройки. Сам тачскрин отечественной разработки не вызывает никаких вопросов, легко и быстро откликаясь на прикосновения. Также без зазрения совести можно похвалить камеру заднего вида, которая дает качественную картинку даже ночью. Что касается штатной навигации, то ей, конечно, далеко до четких и эффектных картинок на западных аналогах, но карта очень подробная, так что не даст заблудиться даже в дремучих московских дворах.
На приборной панели тоже пустовато. Лично мне не хватало банального датчика температуры, который я по привычке постоянно искала глазами. Раздражала переехавшая сюда их Renault Logan подсказка по оптимальному переключению передач, больше похожая на пирамиду майя с антенной. Сама приборка выполнена довольно необычно: все показатели утоплены в колодцы, сверху накрытые козырьками, как на светофоре. Ночью она смотрится очень нарядно и немного космически, но при свете дня сразу бросается в глаза примитивное исполнение шкал.
Пластик руля довольно приятный на ощупь — как и в Vesta, сделан под перфорированную кожу. Но сам руль по-прежнему не регулируется по вылету, так что сесть удобно практически невозможно. Сначала я пыталась отодвинуть сиденье на комфортное для ног расстояние, но тогда приходилось тянуться к рулю, так что в итоге я ездила, уткнувшись коленками в рулевую колонку. И это при росте 165 см. О том, чтобы настраивать руль на ходу, не может быть и речи: колонка безумно тяжелая, а блокирующий ее положение рычаг очень тугой.
Обычно задавали два вопроса — «Ну как?» и «Сколько стоит?». И оба ответа явно расстраивали интересующихся
Но давайте все же поговорим про управление Xray. Механическая коробка передач — это то, чего мне не хватало в Vesta с ее нервным и задумчивым роботом. Ход рычага у «механики» французского производства не сильно размашистый, что добавляет комфорта при езде. Сцепление мягкое, но в то же время отзывчивое, не требующее «нащупывания» области срабатывания, как часто бывает при огромном ходе педали. А вот педалью газа приходилось работать ювелирно, так как она слишком резко реагировала на усилие, то рывком срывая машину с места, то неожиданно задумываясь. Чтобы избежать клевания носом, приходится выжидать пару секунд, чтобы включить более высокую передачу.
В первые десять минут поездки я стала ощущать, что мне некуда деть локти: справа не хватает подлокотника, а слева ручка двери находится слишком низко. Видимо, по прикидкам конструкторов водитель будет ехать, постоянно вцепившись в руль и не отпуская его не на секунду. Хотя этого совершенно не требуется, потому что дорогу Lada Xray держит достойно. Привод у Lada передний, и в городе на это не обращаешь внимания, а вот где-нибудь на природе 4х4 бы явно пригодился. Но если планы производителя не поменяются, то полноприводный вариант Xray в ближайшее время тоже будет доступен.
Несмотря на откровенную «ватность» подвески, даже резкие повороты на Lada Xray не вызывают ужаса. Машина построена на базе платформы В0, которая уже используется в бюджетных автомобилях концерна Renault—Nissan. Однако настройки пружин и газовых амортизаторов сделаны специально для новой Lada. Несмотря на 19,5-сантиметровый клиренс, я спокойно «заправляла» машину в довольно крутые завитки эстакад Третьего транспортного кольца. На одном из них меня с распростертыми объятиями встретил сотрудник ГИБДД, удивившись моему бесстрашию. Проверив документы, он застенчиво попросился посмотреть салон машины и багажник. Вместе мы решили, что неприкрытое какой-либо отделкой железо в багажном отделении — это уже на грани приличия, при этом вещей туда умещается не так уж много. Мне, к примеру, пришлось полностью складывать спинки и убирать шторку, чтобы разместить в багажнике четыре колеса. Хотя, например, в Skoda Yeti они влезли без этих манипуляций. Но стоит признать, что за счет двойного пола в багажнике при сложенных сиденьях в Xray получается совершенно ровная поверхность.
На ходу кроссовер, к сожалению, очень шумный. Конечно, тут отсутствуют откровенный скрип пластика и «погремушечность», которые недавно были визитной карточкой продукции АвтоВАЗа. Но все равно о качественной шумоизоляции говорить не приходится, так что надо или сразу ее переделывать или привыкать к постоянному гулу шин. Хотя всегда можно сделать погромче звук магнитолы, тем более что тут он вполне приличный.
Тест-драйв показал, что мимо новой Lada никто не может пройти равнодушно. Люди останавливаются, чтобы рассмотреть машину, хотя уже давно не оборачиваются на дорогие Porsche и Bentley. Обычно задавали два вопроса — «Ну как?» и «Сколько стоит?». И оба ответа явно расстраивали интересующихся, потому что я честно говорила, что в машине еще есть над чем поработать, а цена начинается от 539 тыс. руб. При этом наша полная комплектация обошлась бы уже в 700 тыс. руб. Несмотря на очевидный прорыв в новых российских моделях, за все дни, что я провела с Xray, у меня сложилось ощущение, что я езжу не на машине, а на игрушечном конструкторе. Кажется, что АвтоВАЗ просто до сих пор играет в автопром, а не пытается стать реальным конкурентом на рынке для корейских производителей. А ведь в пользу последних среднестатистический россиянин чаще всего и делает выбор.