Россиян Панамой не удивишь
Большинство «не увидело ничего неожиданного» в офшорах чиновников и бизнесменов
Половина опрошенных «Левада-центром» (56%) о расследовании журналистов по «панамским документам» ничего не слышали. В то же время большинство тех, кто в курсе публикации сведений об офшорах российских чиновников и бизнесменов, а также друга президента Владимира Путина музыканта Сергея Ролдугина в Панаме, не удивились тому, что узнали. 40%, «слышавших» о расследовании, уверены, что оно «бросает тень на главу государства», а 47% — что эти сведения президента не затрагивают. Кроме того, 48% в этой же группе граждан считают, что Россия должна расследовать опубликованную информацию об офшорных компаниях российских граждан.
О материале Международного консорциума расследовательской журналистики (ICIJ) и Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) о панамских офшорах ничего не знают 56% опрошенных, слышали 43% россиян (14% заинтересовались расследованием, 29% эта тема неинтересна).
Из тех, кто в курсе скандала с «панамскими документами», 53% заявили, что информация «о том, что среди российских бизнесменов, уводящих средства в офшоры, есть близкие друзья Путина, не была для них неожиданной (формулировка «Левада-центра».— “Ъ”). Всего 30% удивились итогам расследования ICIJ, еще 18% затруднились с ответом на вопрос.
В российской части расследования ICIJ констатировал, что в базе данных «панамских документов» есть информация, что друг президента Владимира Путина музыкант Сергей Ролдугин владеет несколькими компаниями, в том числе компанией Sandalwood, а компании эти связаны деловыми операциями со структурами банка «Россия». Общую сумму трансакций, которые проходят через эту цепочку, ICIJ оценил в $2 млрд. Часть трансакций — это продажа банковских кредитов на миллионы долларов за $1. ICIJ также обнаружила сделки Sandalwood с компанией покойного совладельца «Видео Интернешнл» Михаила Лесина Gloria Market. ICIJ утверждает, что часть сделок могли быть выводом капиталов из России (см. “Ъ” от 3 апреля).
По мнению 40% из тех, кто о расследовании слышал, информация из него «бросает тень на Путина». В то же время 47% убеждены, что «лично» президента сведения из «панамских документов» не затрагивают.
7 апреля на медиафоруме «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Владимир Путин заявил, что ICIJ, OCCRP, а также зарубежные СМИ опубликовавшие расследование (The Guardian и Sueddeutsche Zeitung) нашли его «знакомых и друзей, чего-то там поковыряли и слепили» и продвигают в связи с офшорным скандалом его фото «на первом плане». Сергей Ролдугин, заявил президент, человек очень «творческий» и «пытался заниматься бизнесом», сообщил президент. «Он является миноритарным акционером в одной из наших компаний и там какие-то деньги зарабатывает, но это, конечно, не миллиарды долларов, чушь, ничего подобного»,— сказал глава государства, добавив, что «гордится такими людьми». Он добавил, что почти все деньги, которые господин Ролдугин заработал, «он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию». Владимир Путин также заявил, что «предпринимаются попытки раскачать изнутри» ситуацию в России и «сделать нас более покладистыми и причесать нас так, как им хочется»: «Самый простой способ — это внести какое-то недоверие внутри общества к органам власти, к органам управления, настроить одних против других». Расследование ICIJ и OCCRP еще до его публикации назвал «информационным вбросом» пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Позднее он заявил, что материалы «небеспристрастные», а Запад поразила «бацилла путинофобии». Генпрокурор Юрий Чайка сегодня, выступая в Совете федерации, назвал расследование «спланированной операцией на уровне органов власти одного из западных государств».
Вполне вероятно, что слова президента, его пресс-секретаря, генпрокурора и других чиновников о «панамских документах» повлияли на мнение граждан о цели публикации расследования ICIJ и OCCRP — 34% убеждены, что оно появилось «для дискредитации лично Владимира Путина». Еще 18% полагают, что журналисты хотели дискредитировать политиков из разных стран. Напомним, в нем фигурировали не только россияне, но и 12 бывших и действующих глав государств и еще более ста политиков и знаменитостей из более чем 50 стран мира. В частности, расследование касалось премьер-министра Исландии Сигмюндюра Гюннлейгссона. 5 апреля он ушел в отставку. По мнению 26%, материалы о панамских офшорах были опубликованы с целью «борьбы с сокрытием бизнесменами и политиками всех стран своих доходов, с уклонениями от уплаты налогов», по мнению 12% — для «борьбы за чистоту и прозрачность мировой финансовой системы».
В то же время из тех, кто о расследовании по «панамским документам» слышал, 48% считают, что Россия должна провести проверку информации о том, что российские бизнесмены уводят средства в офшоры. Генпрокуратура пообещала проверить эти данные еще 5 апреля. Сегодня Юрий Чайка сообщил, что ведомство уже послало запросы панамским коллегам. Он пообещал, что результаты проверки будут доложены руководству страны и опубликованы. Еще 39% убеждены, что России следует «законодательно ограничить или вовсе запретить перечисление средств российских граждан в офшоры». Всего 9% уверены, что РФ не надо предпринимать никаких шагов в связи с расследованием по панамским офшорам.
37% слышавших о «панамских документах» уверены, что их публикация не будет иметь никаких последствий в России. Еще 14% думают, что «власти примут жесткие меры в отношении критиков режима, оппозиции, независимых журналистов, чтобы не допустить активного обсуждения этой информации». 15% ждут «громких отставок в руководстве страны», 16% полагают, что упадет доверие к властям.