Следствие вышло на след военной прокуратуры
Руководство ГВП проверяют по заявлению полковника Зуба
Как стало известно "Ъ", СКР начал проверку обстоятельств, при которых действующие и бывшие руководители Главной военной прокуратуры (ГВП) получили под частную застройку участки земли в ближнем Подмосковье, ранее принадлежавшие Минобороны. Инициатором проверки выступил бывший заместитель начальника отдела собственной безопасности ГВП Олег Зуб, сам обвиняемый в крупном мошенничестве. Однако разбирательство, скорее всего, не принесет результатов — в надзорном ведомстве усомнились в законности проверочных мероприятий.
Доследственную проверку проводит главное военное следственное управление (ГВСУ) СКР. Как сообщил источник "Ъ" в ГВСУ (от официальных комментариев в ведомстве отказались), проверка была начата после сообщения о якобы совершенном преступлении, поступившего в управление от гражданина О. Б. Зуба. Перед началом соответствующих мероприятий оно было зарегистрировано дежурным по ГВСУ в так называемой книге учета сообщений, отметил источник.
Заявителем, как выяснил "Ъ", выступал полковник Олег Зуб, ранее занимавший должность заместителя начальника отдела собственной безопасности ГВП. Как рассказал "Ъ" сам офицер Зуб, во время службы в надзорном ведомстве ему стало известно о крупных злоупотреблениях, якобы допущенных руководством ГВП. В первую очередь, по его версии, они касались получения прокурорами земельных участков в Красногорском и Мытищинском районах Подмосковья. В 2008 году, утверждает заявитель, прокурорам каким-то образом удалось добиться расширения списка членов садового товарищества "Ивушка", расположенного неподалеку от поселка Нахабино. В результате в нем оказалось несколько десятков прокуроров, в том числе один из заместителей главного военного прокурора Сергея Фридинского, а также начальники управлений ГВП.
В свою очередь, тогдашний глава администрации Красногорского района Борис Рассказов своим постановлением увеличил площадь земельных участков "Ивушки", прирезав к ним фактически неиспользуемую территорию расположенной рядом в лесу воинской части. Впоследствии она была застроена. По такой же схеме, утверждает полковник Зуб, его бывшие коллеги получили и застроили земли в еще трех садовых товариществах — "Звезда", "Новая звезда" и "Военнослужащий",— расположенных неподалеку от деревни Беляниново Мытищинского района Подмосковья. Причем, по его версии, земля Минобороны, вопреки нормам закона, досталась военным надзорщикам совершенно бесплатно.
Как пояснил "Ъ" источник в ГВСУ, пока проверка не ведется в отношении конкретных должностных лиц из ГВП. Следствие лишь изучает обстоятельства, при которых земли Минобороны оказались в частной собственности. В Минобороны получить комментарии не удалось, однако, по данным "Ъ", военное ведомство никаких претензий по сделкам с этой землей прокурорам не предъявляло. В ГВП обсуждать проверку категорически отказались, порекомендовав изучить личность самого заявителя.
Оказалось, что в прошлом году полковник Зуб был снят с должности и уволен с военной службы в связи с возбужденным в отношении него уголовным делом по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Уголовное преследование офицера началось после того, как в ГВСУ СКР поступило заявление от гендиректора ООО "Стройуниверсал" (выполняло работы по заказам Минобороны) Анатолия Куриловича. По версии предпринимателя, который сам стал фигурантом нескольких уголовных дел, полковник Зуб за 14 млн руб. вызвался решить все его проблемы с правоохранительными органами. При этом самому военному, по версии заявителя, досталось 6 млн руб., а остальные деньги ушли к привлеченным им юристам и налоговикам. Однако выплаты на ход следствия не повлияли, тогда заявитель и заподозрил, что полковник его просто кинул.
Как сообщил "Ъ" адвокат господина Зуба Владислав Резник, он со своим доверителем уже ознакомился с материалами дела, которое Генеральная прокуратура (ГВП по ходатайству защиты от надзора за делом отстранили) направила для рассмотрения по существу в гарнизонный военный суд. При этом адвокат считает обвинение недоказанным, связывая уголовное преследование своего клиента с конфликтом, который возник у него на службе. Отметим, что вначале полковника Зуба предупредили о неполном служебном соответствии, потом в ведомстве решили, что он не соответствует и занимаемой должности. Все эти решения, как и последующее увольнение, господин Зуб обжаловал, однако гарнизонный и окружной военные суды Москвы его иски к ГВП и Минобороны отклонили.
Между тем проверка по заявлению полковника Зуба уже отразилась на и без того непростых отношениях между военным следствием и надзором. Последний, как сообщил источник, близкий к ГВСУ, стал буквально до запятой проверять уголовные дела, направляемые на утверждение в ГВП. В результате, например, следствию было возвращено дело обвиняемого в растрате Валерия Пузикова — зятя экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. По требованию суда в материалах нужно было исправить лишь несколько технических ошибок, однако прокуратура, ранее уже утверждавшая эти материалы, на этот раз сочла неверной квалификацию самих действий, вменяемых господину Пузикову.
По данным собеседников "Ъ", начавшийся конфликт мог серьезно осложнить работу обоих военно-правоохранительных ведомств, поэтому в него уже вмешалась Генпрокуратура, которая дала понять, что считает необоснованной проверку следствием ведомства, которое по закону за ним надзирает. В Генпрокуратуре оперативно предоставить комментарии по сложившейся ситуации не смогли.