Студентам ГУУ указали новое управление
Слиянием с МГЮА недовольны как они, так и их будущие соученики
Приказ Минобрнауки о присоединении Государственного университета управления (ГУУ) к Московской государственной юридической академии (МГЮА) обернулся скандалом в обоих вузах. Студенты и часть преподавателей ГУУ возмущены этим решением: первым не нравится потеря бренда университета управления, ради которого они и поступали в вуз, вторые опасаются закрытия кафедр и увольнений. Учащиеся МГЮА также недовольны объединением с «какой-то неизвестной шарагой». Ректоры обещают, что увольнений не будет, а оба вуза станут равноправными подразделениями нового университета.
Приказ о реорганизации ГУУ и МГЮА за подписью министра Дмитрия Ливанова был опубликован на сайте Минобрнауки 12 апреля. В документе говорилось о том, что реорганизация проводится «в форме присоединения ГУУ к МГЮА в качестве структурного подразделения». Подчеркивалось, что «имущество, закрепленное за ГУУ, в полном объеме закрепляется за МГЮА»; руководству университета приказывалось «обеспечить закрытие счетов в федеральном казначействе и перечисление остатков на счета МГЮА». Филиал ГУУ в Обнинске также перешел в ведение академии.
Как рассказали “Ъ” студенты и преподаватели университета управления, эта новость оказалась для них полнейшей неожиданностью — о судьбе своего вуза они узнали из СМИ. «Оказалось, в марте ученый совет единогласно проголосовал за присоединение,— рассказала “Ъ” преподаватель ГУУ, попросившая не называть ее имени.— Но об этом никто не узнал. По закону повестка заседания совета заранее публикуется на сайте вуза — и там такого пункта не было».
Первыми возмутились студенты — они объединились в группу «Спасем ГУУ» и создали онлайн-петицию против присоединения к МГЮА. «Прежде всего, мы не хотим, чтобы наш вуз ликвидировали, чтобы его ставили в подчиненное положение,— перечисляет претензии учащихся Елена Глушкова, студентка третьего курса.— Мы известный многопрофильный университет, с международными партнерами. Почему мы должны войти в состав академии? Это какое-то поглощение». Студентам не хочется терять бренд ГУУ, который уже известен на рынке труда. «Я три года плачу за учебу и хочу показать работодателю диплом именно университета управления, а не какого-то другого вуза»,— говорит госпожа Глушкова. Впрочем, студенты МГЮА также недовольны — в соцсетях вуза немало обсуждений трагического будущего академии после «слияния с какой-то неизвестной шарагой».
«Разговоры о присоединении нашего вуза ходили уже несколько лет. У нас нет земли, но очень много платных студентов — это тоже ресурс,— говорит преподавательница ГУУ.— Прежний ректор Владимир Годин был выходцем из нашего вуза, хотел его сохранить и сопротивлялся этим предложениям». Однако в мае 2015 года Минобрнауки сменило ректора, и университет возглавил Владимир Строев. Ранее он работал в Минобрнауки и Рособрнадзоре, потом возглавлял частный Первый московский юридический институт (учрежден МГЮА в 1992 году). «Естественно, он привел свою команду, в декабре 2015-го обновился ученый совет, и туда вошли его люди,— говорит собеседница “Ъ”.— А в марте они проголосовали за присоединение к МГЮА. Нашего мнения никто не спрашивал».
По словам преподавательницы вуза, профессора поддерживают протест студентов, но сами высказываться боятся. «У нас у 70% преподавательского состава в этом году заканчивается контракт, их должны переизбрать по конкурсу,— объясняет она.— По ряду каких-то кафедр даже конкурс до сих пор не открыт, и люди боятся потерять работу».
«Никакого поглощения нет,— уверяет ректор МГЮА Виктор Блажеев.— Речь идет об объединении вузов — пусть и путем присоединения ГУУ к нам». По его словам, такая формулировка появилась в приказе для того, чтобы не «зависли» имущественные и финансовые вопросы. «Но в итоге появится новый университет, с новым названием,— обещает он.— А два вуза будут самостоятельными и равноправными подразделениями». Глава ГУУ, в свою очередь, заверяет, что предложение объединиться обсуждалось и с коллективом, и со студсоветами обоих вузов. Он не планирует увольнений: «Мы практически не пересекаемся с МГЮА по направлениям подготовки, так что лишних преподавателей не будет». «В этом году все получат старые дипломы, а потом — документы нового вуза,— уточнил господин Блажеев.— Я не думаю, что у работодателей возникнут вопросы. И мы, и ГУУ уже меняли названия. Главное — уровень подготовки».