«Я очень долго не был уверен в результате»
Эрвин Олаф, фотограф
Каждый год Ruinart приглашает к сотрудничеству одного художника, создающего проект, лишь по касательной связанный с компанией. В этом году выбор пал на фотографа Эрвина Олафа.
Проект The Light фотографа Эрвина Олафа для дома Ruinart
Фото: Erwin Olaf
Проект The Light фотографа Эрвина Олафа для дома Ruinart
Проект The Light фотографа Эрвина Олафа для дома Ruinart
Проект The Light фотографа Эрвина Олафа для дома Ruinart
Фото: Erwin Olaf
Проект The Light фотографа Эрвина Олафа для дома Ruinart
Проект The Light фотографа Эрвина Олафа для дома Ruinart
Проект The Light фотографа Эрвина Олафа для дома Ruinart
Фото: Erwin Olaf
Фотограф Эрвин Олаф на съемках проекта The Light для дома Ruinart
Фотограф Эрвин Олаф на съемках проекта The Light для дома Ruinart
Фотограф Эрвин Олаф на съемках проекта The Light для дома Ruinart
Фотограф Эрвин Олаф на съемках проекта The Light для дома Ruinart
Фотограф Эрвин Олаф на съемках проекта The Light для дома Ruinart
Фотограф Эрвин Олаф на съемках проекта The Light для дома Ruinart
1896 год — именно его дом Ruinart считает точкой отсчета своей жизни в искусстве. Тогда для создания рекламного плаката семья Рюинар пригласила самого Альфонса Муху.
Проект The Light фотографа Эрвина Олафа для дома Ruinart
Современная арт-история Ruinart — это большое количество самых разнообразных проектов. Это сотрудничество с художниками в работе над дизайном продуктов, которые производит компания (прямое продолжение истории с Мухой), поддержка международных художественных выставок и ярмарок (вроде ARCO, фестиваля Carre Rive Gauche, Лондонского фестиваля дизайна, Art Basel в Майами) и самое интересное — арт-проекты с художниками.
Каждый год Ruinart приглашает к сотрудничеству одного художника, создающего проект, лишь по касательной связанный с компанией. Так, в прошлом году Юбер де Галль исполнил 12 скульптур из муранского стекла, вдохновленных сменой сезонов на виноградниках Ruinart, а в нынешнем — фотограф Эрвин Олаф представил серию из 26 абстрактных черно-белых работ The Light, снятых в охраняемых ЮНЕСКО погребах Ruinart в Реймсе. Мы встретились с Олафом на открытии первой выставки всего цикла The Light в парижской Carrousel du Louvre. Часть работ можно было увидеть и ранее в конце февраля в ГМИИ имени Пушкина на предпоказе, приуроченном к открытию «Оммажа Луи Галле» Эрвина Олафа.
Фотограф Эрвин Олаф на съемках проекта The Light для дома Ruinart
Давайте начнем с самого начала проекта. Насколько я знаю, замысел сильно отличался от того, что мы видим в итоге.
Да, все сильно поменялось. Я знал Джули Кристиансен, которая занимается международным пиаром в Ruinart, еще со времен ее работы в Louis Vuitton. Она связалась со мной и предложила сделать проект с Ruinart. Я придумал концепцию, похожую на эстетику многих моих съемок: с кучей ассистентов и осветителей, моделями и разработанной сценографией — и все это действо должно было происходить в исторических, охраняемых ЮНЕСКО погребах Ruinart. Ну а потом я оказался там и просто понял, что я чувствую дискомфорт, что все это совершенно неправильно и не подходит. Тогда я решил прогуляться по этим огромным территориям каменоломен, а это восемь километров подземного мира. Мне хватило и нескольких сотен метров, чтобы почувствовать ауру этого места. Я начал рассматривать стены, а они были вещью в себе — с наскальной живописью, плесенью, повреждениями от передвижения ящиков с бутылками зреющего шампанского. И я понял: вот дух этого места, не нужно никакой сценографии, ничего постановочного. Никаких моделей и актеров! Тогда я попросил одного из своих ассистентов прогуляться со мной по погребам с камерой — мы сделали четыре кадра, и для меня это было настоящим удовольствием. Ведь я в последние годы привык работать под все большим давлением, с кучей людей за спиной. А снимать так, на один Hasselblad с одним ассистентом, было настоящим удовольствием. Потом я встретился с Фредериком Дюфуром, президентом Ruinart, и показал ему результаты работы за два дня. Там были и наши постановочные съемки, и эти фотографии стен. Первые мне самому совершенно не нравились. Он отреагировал на них очень по-американски: когда тебе с улыбкой говорят «да, хорошо, очень интересно», но ты понимаешь, что человеку эти работы совершенно не нравятся. Тогда я показал фото стен — и он был впечатлен! Я решил продолжить эту линию, спускался в погреба еще пять раз на протяжении полутора лет, фотографировал, проявлял, делал отбор. Даже в этом процессе проект сильно менялся, чтобы стать тем, что он есть сейчас: черно-белым, сильно контрастным, совершенно абстрактным.
Проект The Light фотографа Эрвина Олафа для дома Ruinart
Фото: Erwin Olaf
В последние годы вы не работали с абстракциями…
Совершенно верно, как минимум последние десять лет в кадре всегда была модель или это был натюрморт, но весьма предметный.
Что было самым сложным в этом процессе?
Неуверенность в результате. Когда у тебя есть красивая модель в кадре, сценография выстроена, ты понимаешь, что половина работы уже сделана. А тут ты начинаешь работать с нуля, до нажатия на кнопку, до самой фотографии нет вообще ничего. Есть стена, есть сложенные бутылки — и все. Я очень долго не был уверен в результате. На самом деле, до того момента, как попал в Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Это было прошлой осенью, я тогда работал над одним проектом для Рейксмюсеума, связанным с одеждой. Я пошел в V&A, чтобы посмотреть на выставку Александра Маккуина — и это было потрясающе, я бы отдал миллион, чтобы создать нечто подобное,— но потом у меня осталось время, я решил прогуляться по музею. И представляете, зайдя в отдел фотографии, увидел шесть фото Брассая с парижскими граффити. Разумеется, с его творчеством я прекрасно знаком, но эти фото я видел впервые и не подозревал, что он создал что-то подобное. Они были очень похожи на мой проект для Ruinart. Конечно, я хотел бы быть первым, но то ощущение, которое у меня было, когда я смотрел на эти абстракции, абсолютно незабываемо! У меня сердце замирало. Я понял, что я иду правильным путем в проекте. Один из мэтров фотографии просто-таки подал мне знак!
Проект The Light фотографа Эрвина Олафа для дома Ruinart
В одном из интервью вы говорили, что сначала пытаетесь зачаровать зрителя красотой, а уж потом надеетесь, что он поймет зашифрованное в фотографиях послание. Что зашифровано в новой серии The Light?
Я все еще пытаюсь это сформулировать, мне еще надо пожить с этими работами. Но в целом она о том, что без тьмы нет света. Саму серию из 26 работ я подразделяю на три тематические линии. Первая — рукотворная история, наследие, сотворенное человеком (почти что наскальные рисунки), вторая — история, созданная природой (то, как эти камни меняются с годами), и третья — моя реакция на это, мое представление о стенах как о живописных полотнах. Вообще я всегда завидовал художникам: их полотна трехмерны, они могут добиваться нужного эффекта мазками, наложением тонкого или толстого слоя краски, фотография же плоская, но рельеф стен дал мне нужный объем. А этот объем создает эмоцию. Мои фотографии стали своеобразным цитированием знаменитых художников. Одна похожа на работу Ротко, другая — на Мондриана, третья на «ЛСД» Хёрста. Некоторые напоминают представителей движения Zero. Было и много других ассоциаций: фотография с выдолбленным в каменном рельефе лицом для меня, на самом деле, очень эротична, а фотография с профилем Пастера — эдакое признание его заслуг кем-то неизвестным, такой памятник-панегирик.
Вы однажды сказали, что у вас в каждой серии есть любимые работы. Какие самые любимые в The Light?
Это две работы — самая первая из снятых с текстурой стены и вертикальной полосой от воды на ней и та, которую я назвал «эротической». Ну а если еще одну можно выбрать, то это будет та, что с хранилищем бутылок,— это очень ритмичный рисунок, их так много на фотографии, что лично мне она напоминает пиксель-арт.
Фотограф Эрвин Олаф на съемках проекта The Light для дома Ruinart
На одной российской радиостанции как-то была передача «Неснятые фотографии» — люди звонили и рассказывали, что они видели, что врезалось в их память, но они не успели или не смогли сделать снимок. У вас такой кадр в памяти есть?
Даже два! Десять лет назад я был с мамой в Танзании. Мы сидели в машине, и из окна я увидел мать с ребенком-альбиносом. А в Танзании с такими детьми поступают очень жестоко — они настоящая каста отверженных, им отрезают руки и ноги из-за дурацкого суеверия, что плоть их лечебна. И вот мы проезжали мимо, а эта мать стояла, обнимая своего ребенка, она была как животное, готовое броситься на любого, кто попытается прикоснуться к детенышу, в ее взгляде было что-то совершенно невыразимое — я бы хотел запечатлеть это. Второй кадр — тоже из Африки, но это случай уже двадцатилетней давности. Мы тогда поехали на сафари, очень дешевое сафари, настолько дешевое, что только один мой друг согласился поддержать меня в этой авантюре. Так вот, там были остановки на маршруте, и одна из них была на рынке, и там был мальчик с большими дырами в ушах — такими, которые в пирсинге называют туннелями,— а одет он был в темно-синие одежды, чем-то напоминал Грейс Джонс на знаменитом снимке. Он так удивительно смотрел на нас, а в этих дырах в ушах у него были вставлены круглые коробочки для лекарств — это были его украшения, его сокровища! Сними я его — и это был бы магический портрет! Но я не смог его сфотографировать, зато это навсегда осталось в моей памяти.
Опубликовано в приложении "Стиль. Инициативы" №14 от 26.04.2016