Основатель «Додо-пицца» Федор Овчинников в стенах Самарского государственного экономического университета пообщался с молодыми предпринимателями и студентами и рассказал о том, как от книг пришел к пицце, на что важно обращать внимание при старте и почему не делает секрета из своего бизнеса.
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников / купить фото
«В прошлом году весной я встречался с одним инвестором, с которым мы обсуждали будущее компании. Я сказал, что мы сделаем выручку в миллиард рублей. Этот человек не поверил. Не знаю, случилось ли какое-то чудо, но в самом конце года, в декабре, выручка всей нашей сети превысила один миллиард рублей. Это стало таким рубежом, и нас стали рассматривать как заметный бизнес в России».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«В 2010 году я пришел к идее «Додо-пиццы». Название появилось еще до того, как я открыл пиццерию. Когда я только пришел к этой идее, я решил сразу создать мировую сеть пиццерий. Я только об этом никому не рассказывал, а то меня санитары бы забрали. Какие-то идеи опасно озвучивать, потому что тебя могут за сумасшедшего принять».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Сейчас у нас 98 пиццерий и мы работаем в 8 странах мира. Выручка всей сети в 2015 году составила чуть больше одного миллиарда рублей. Каждый год мы росли более чем в два раза. На текущий момент, за три месяца выручка уже составила полмиллиарда рублей».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Самара – это один из первых городов, после Сыктывкара, где появилась «Додо-пицца». В 2012 году я был на открытии пиццерии здесь, на улице Губанова».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников / купить фото
«Я блог веду с 2006 года, где открыто рассказываю о том, что происходит с бизнесом. Большое количество людей, стали следить, получится ли что-то у этого парня из Сыктывкара. И у нас получилось. Мы достаточно быстро вышли в плюс. Наверное, я так интересно рассказывал об этом бизнесе, что много интересных сильных молодых предпринимателей тоже захотели работать с нами. Но мы тогда не готовы были продавать франшизу. Мы тогда были не уверены, что сможем дать тот продукт, за который нам не будет стыдно. Но мне говорили: «Если вы сейчас не продаете франшизу, можно мы приедем и посмотрим, как это работает». И я понимал, что минусов от этого нет, а плюсы есть – мы поможем людям. И одним из таких людей был Дмитрий Троян (владелец сети «Додо» в Самаре). Я помню, как Дмитрий приехал и работал у нас на кухне. Сегодня компания Дмитрия обогнала по выручке нашу собственную розничную сеть».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«В Соединенных Штатах Америки, в городе Оксфорд в штате Миссисипи в марте 2015 года мы открыли первую американскую «Додо-пиццу». Пиццерия работает уже больше месяца. И мы получили уже достаточно хороший результат – практически вышли в ноль»
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Часто мне задают вопрос, как относятся к русским компаниям в Америке. Я вам скажу честно, что никаких проблем нет. Американцы особенно хорошо относятся к любому бизнесу, который пришел к ним и инвестирует деньги в их страну. Каких-то проблем глобальных с развитием на местах мы не встретили».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«В 2015 году для того, чтобы привлечь людей из всей России работать в маленький город Сыктывкар, мы открыли крутейший офис. Заняли целиком бывший ночной клуб, 800 квадратных метров. И там сделали такую «кроличью нору» в стиле «Алисы в стране чудес», когда человек из Сыктывкара проваливается в какую-то новую реальность».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Для меня бизнес – это не зарабатывание денег. Уолт Дисней говорил, что создает фильмы не для того, чтобы зарабатывать деньги, а зарабатывает деньги для того, чтобы снимать фильмы. Для меня это создание чего-то нового, любимое дело. Невероятный кайф получаешь, кода ты открываешь новую пиццерию».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Чтобы создать бизнес, нужны три важнейшие вещи: подходы, команда и идея. Именно в таком порядке. Идея – на последнем месте. Часто мне пишут предприниматели, которые просят меня оценить идею. А я говорю им: «Друзья, идея – ничто, реализация – все». Любую гениальную идею можно запороть. Я с 2006 года делюсь идеями со всеми, потому что я понимаю: придумать идею не составляет труда. Гигантский труд – это реализовать, пройти через трудности, найти людей. Убедить людей, что это реально».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Я не люблю слово «успех», когда говорят «успешный предприниматель», «успешная компания». Потому что ничего нет статичного. Сегодня человек считает себя успешным, а уже через год он перестает быть успешным, потому что он зазевался, расслабился… В бизнесе нужно постоянное движение. Есть тысячи примеров, когда крупные компании, которые казались незыблемыми, построенными на века, рушились за несколько лет. Вспомните компанию Kodak, которая проспала революцию в своей сфере».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Я Америку не открою. Все предприниматели говорят об одном и том же: «Мысли глобально – действуй локально». Что это значит? Для того, чтобы открыть в Америке пиццерию, для того, чтобы построить федеральную сеть из Сыктывкара, нужно сначала самому поверить, что это возможно. И это очень важно. Если вы не верите, что у вас получится – вы уже проиграли»
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Открытость приносит больше плюсов, чем минусов. Если у тебя что-то могут унести – значит, это все равно унесут. А внутреннюю культуру компании унести невозможно. Открытость – везде в нашей компании: перед инвесторами, перед партнерами. Открытость и критика в долгосрочной перспективе делает нас сильными. Открытость – это некое «сжигание мостов», потому что ты просто не можешь работать плохо».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«На российском рынке не существует рынка инвестиций. В России очень мало инвесторов. И они думают, что они заказывают CEO. На Западе немножко по-другому. Там инвесторы конкурируют за проекты. На самом деле, в мире денег гораздо больше, чем людей, которые могут придумать, что сделать с этими деньгами».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Мы пытались привлечь деньги из фондов. Но никто не поверил, что мы сможем захватить мир. Мы сказали: «не хотите – и не надо». И устроили программу в Интернете, собрав впервые в истории российского бизнеса такую крупную для небольших частных инвесторов сумму – более 100 млн руб. Один из венчурных инвесторов тогда поспорил со мной. Он сказал: «Вы соберете максимум три миллиона». А я ему ответил: «Спорим, что соберем, и ты тогда у меня на кассе день отработаешь». Он проиграл. Но оказался настоящим мужиком и выполнил обещание».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Додо-Пицца
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников / купить фото
«В прошлом году весной я встречался с одним инвестором, с которым мы обсуждали будущее компании. Я сказал, что мы сделаем выручку в миллиард рублей. Этот человек не поверил. Не знаю, случилось ли какое-то чудо, но в самом конце года, в декабре, выручка всей нашей сети превысила один миллиард рублей. Это стало таким рубежом, и нас стали рассматривать как заметный бизнес в России».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«В 2010 году я пришел к идее «Додо-пиццы». Название появилось еще до того, как я открыл пиццерию. Когда я только пришел к этой идее, я решил сразу создать мировую сеть пиццерий. Я только об этом никому не рассказывал, а то меня санитары бы забрали. Какие-то идеи опасно озвучивать, потому что тебя могут за сумасшедшего принять».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Сейчас у нас 98 пиццерий и мы работаем в 8 странах мира. Выручка всей сети в 2015 году составила чуть больше одного миллиарда рублей. Каждый год мы росли более чем в два раза. На текущий момент, за три месяца выручка уже составила полмиллиарда рублей».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Самара – это один из первых городов, после Сыктывкара, где появилась «Додо-пицца». В 2012 году я был на открытии пиццерии здесь, на улице Губанова».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников / купить фото
«Я блог веду с 2006 года, где открыто рассказываю о том, что происходит с бизнесом. Большое количество людей, стали следить, получится ли что-то у этого парня из Сыктывкара. И у нас получилось. Мы достаточно быстро вышли в плюс. Наверное, я так интересно рассказывал об этом бизнесе, что много интересных сильных молодых предпринимателей тоже захотели работать с нами. Но мы тогда не готовы были продавать франшизу. Мы тогда были не уверены, что сможем дать тот продукт, за который нам не будет стыдно. Но мне говорили: «Если вы сейчас не продаете франшизу, можно мы приедем и посмотрим, как это работает». И я понимал, что минусов от этого нет, а плюсы есть – мы поможем людям. И одним из таких людей был Дмитрий Троян (владелец сети «Додо» в Самаре). Я помню, как Дмитрий приехал и работал у нас на кухне. Сегодня компания Дмитрия обогнала по выручке нашу собственную розничную сеть».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«В Соединенных Штатах Америки, в городе Оксфорд в штате Миссисипи в марте 2015 года мы открыли первую американскую «Додо-пиццу». Пиццерия работает уже больше месяца. И мы получили уже достаточно хороший результат – практически вышли в ноль»
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Часто мне задают вопрос, как относятся к русским компаниям в Америке. Я вам скажу честно, что никаких проблем нет. Американцы особенно хорошо относятся к любому бизнесу, который пришел к ним и инвестирует деньги в их страну. Каких-то проблем глобальных с развитием на местах мы не встретили».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«В 2015 году для того, чтобы привлечь людей из всей России работать в маленький город Сыктывкар, мы открыли крутейший офис. Заняли целиком бывший ночной клуб, 800 квадратных метров. И там сделали такую «кроличью нору» в стиле «Алисы в стране чудес», когда человек из Сыктывкара проваливается в какую-то новую реальность».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Для меня бизнес – это не зарабатывание денег. Уолт Дисней говорил, что создает фильмы не для того, чтобы зарабатывать деньги, а зарабатывает деньги для того, чтобы снимать фильмы. Для меня это создание чего-то нового, любимое дело. Невероятный кайф получаешь, кода ты открываешь новую пиццерию».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Чтобы создать бизнес, нужны три важнейшие вещи: подходы, команда и идея. Именно в таком порядке. Идея – на последнем месте. Часто мне пишут предприниматели, которые просят меня оценить идею. А я говорю им: «Друзья, идея – ничто, реализация – все». Любую гениальную идею можно запороть. Я с 2006 года делюсь идеями со всеми, потому что я понимаю: придумать идею не составляет труда. Гигантский труд – это реализовать, пройти через трудности, найти людей. Убедить людей, что это реально».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Я не люблю слово «успех», когда говорят «успешный предприниматель», «успешная компания». Потому что ничего нет статичного. Сегодня человек считает себя успешным, а уже через год он перестает быть успешным, потому что он зазевался, расслабился… В бизнесе нужно постоянное движение. Есть тысячи примеров, когда крупные компании, которые казались незыблемыми, построенными на века, рушились за несколько лет. Вспомните компанию Kodak, которая проспала революцию в своей сфере».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Я Америку не открою. Все предприниматели говорят об одном и том же: «Мысли глобально – действуй локально». Что это значит? Для того, чтобы открыть в Америке пиццерию, для того, чтобы построить федеральную сеть из Сыктывкара, нужно сначала самому поверить, что это возможно. И это очень важно. Если вы не верите, что у вас получится – вы уже проиграли»
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Открытость приносит больше плюсов, чем минусов. Если у тебя что-то могут унести – значит, это все равно унесут. А внутреннюю культуру компании унести невозможно. Открытость – везде в нашей компании: перед инвесторами, перед партнерами. Открытость и критика в долгосрочной перспективе делает нас сильными. Открытость – это некое «сжигание мостов», потому что ты просто не можешь работать плохо».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«На российском рынке не существует рынка инвестиций. В России очень мало инвесторов. И они думают, что они заказывают CEO. На Западе немножко по-другому. Там инвесторы конкурируют за проекты. На самом деле, в мире денег гораздо больше, чем людей, которые могут придумать, что сделать с этими деньгами».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
«Мы пытались привлечь деньги из фондов. Но никто не поверил, что мы сможем захватить мир. Мы сказали: «не хотите – и не надо». И устроили программу в Интернете, собрав впервые в истории российского бизнеса такую крупную для небольших частных инвесторов сумму – более 100 млн руб. Один из венчурных инвесторов тогда поспорил со мной. Он сказал: «Вы соберете максимум три миллиона». А я ему ответил: «Спорим, что соберем, и ты тогда у меня на кассе день отработаешь». Он проиграл. Но оказался настоящим мужиком и выполнил обещание».
Фото: Коммерсантъ / Игорь Черников
Фото: Додо-Пицца
Елена Донкина