«Каждый парк сам решает, кого он хочет видеть»

Уличная еда не может попасть в московские парки

Новый стрит-фуд не пускают в парки Москвы. Об этом «Коммерсантъ FM» сообщили участники индустрии. По словам представителей этого сегмента общепита, парки завышают цены на аренду и проводят непрозрачные конкурсы. А с теми, кто уже продает еду в развлекательных зонах, заключатся долгосрочные контракты. Подробности — у Аллы Пугачевой.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

По оценке департамента культуры Москвы, за последние пять лет посещаемость столичных парков выросла в четыре раза. В прошлом году этот показатель превысил 25 млн человек. Администрация Парка Горького подсчитала, что один москвич тратит на его территории в среднем не менее 500 руб. При этом, более половины расходов идет на еду: от мороженого до полноценного ужина. В парках горожане более открыты к новым брендам и готовы к гастрономическим экспериментам, считает генеральный директор сети лапшичных Wokker Антон Красулин.

«С точки зрения продвижения бренда, платформа очень хорошая, потому что большое количество горожан посещает парки, знакомится с брендом и потом, соответственно, может приходить уже в другие локации, представленные в городе. Но сама по себе парковая модель не может быть основным бизнесом, так как имеет сезонный фактор», — рассказал «Коммерсантъ FM» Красулин.

Как отмечают эксперты Discovery Research Group, стрит-фуд начал набирать популярность среди россиян после ухудшения экономической ситуации, горожане стали предпочитать его дорогим ресторанам. В 2014 году доля стрит-фуда в обороте рынка общепита составила 4%, подчеркивают эксперты. Кроме того, они ожидают, что уже в следующем году выручка всех российских представителей рынка уличного питания достигнет 2 трлн руб. Прогнозируемый рост может произойти за счет крупных городов и особенно Москвы, где структура расходов незначительно поменялась из-за стагнации экономики. Это подчеркнул аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Тимур Нигматуллин.

«В московском регионе снижение реальных доходов не ведет к существенному снижению потребительского спроса, потому что в структуре расходов домохозяйств доля расходов на питание гораздо ниже средней по России, в разы. Доходы в Москве достаточно высоки, чтобы пережить сокращение в реальном выражении», — уверен Нигматуллин.

Опрошенные «Коммерсантъ FM» игроки рынка сообщили, что парки предъявляют высокие требования к киоскам с едой на своих территориях. Например, в Парке Горького и на ВДНХ ежедневно проходит несколько проверок на соответствие санитарным нормам, а за право торговать едой предприниматели платят 15-20% от сезонной выручки. В последние два года администрации парков начали страховаться и повышать арендные ставки. При этом единых стандартов не разработали ни сами площадки, ни городские власти. Это подчеркнул основатель сети быстрого питания Mr.Pit Александр Колосов.

«К сожалению, сейчас попасть практически нереально, нет единой тендерной площадки. Каждый парк сам решает, кого он хочет видеть, кого не хочет — это не систематизировано, на многие наши запросы в парке нам всегда приходит один и тот же ответ: "извините, ничем помочь не можем"», — сообщил Колосов.

В октябре стало известно, что Роспотребнадзор разрабатывает единые правила работы для уличных киосков по продаже еды. Как отмечают в ведомстве, такие точки не имеют подключения к коммуникациям, что нарушает санитарные нормы для предприятий общепита. Однако пока документ еще не готов.

В конце апреля глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк заявил, что до конца года в Москве не останется киосков с шаурмой. По словам чиновника, торговые точки, в которых продают ближневосточную закуску, в большинстве случаев не соответствуют санитарным нормам.

Вся лента