«Геннадий Зюганов сказал, что в бога верить можно»
Столичные коммунисты ушли от Владимира Ленина к Карлу Марксу
В этом году День всех трудящихся совпал с важным христианским праздником — Пасхой. В ряде регионов такое пересечение вызвало смущение в умах чиновников, поэтому Первомай там от греха подальше запретили. Однако московское отделение КПРФ, закаленное диалектическим материализмом, без каких-либо этических проблем совместило и веру в бога, и идеи Владимира Ленина. Коммунисты провели в столице пасхальную демонстрацию, символически вернувшись к истокам своего учения — от памятника Владимиру Ленину к изваянию Карла Маркса.
Слет левых сил был запланирован на 10:30, однако сторонники КПРФ неспешно стягивались на Калужскую площадь еще целый час. Трудящиеся приветствовали друг друга словами «Христос Воскресе!» и отвечали — «С днем трудящихся!». На выходе из метро пожилой мужчина громко убеждал кого-то по телефону: «Зюганов сказал, что в бога верить можно! бог — первый коммунист!». Звон колоколов расположенного неподалеку храма Казанской иконы Божьей Матери сливался криками торговцев, предлагавшими приобрести советскую символику. Как обычно бывает на Первомай, вокруг памятника Ленину образовался стихийный блошиный рынок, напоминающий о временах НЭПа. Помимо антикварных уже советских значков, вымпелов и монет на развалах можно было найти практически любую книгу — от «Слова о полку Игореве» до фантаста Кира Булычева, классика военной прозы Василия Быкова и современных мастеров детективного жанра в мягких обложках. В прошлые годы здесь же предлагали ознакомиться с «Протоколами сионских мудрецов» или «Загадочными тайнами Третьего Рейха», но теперь подобной литературы стало гораздо меньше — может, у сторонников КПРФ все же изменились литературные предпочтения, а может ассортимент внимательно изучили оперативники центра «Э».
Отряды людей в красных куртках все плотнее сжимали кольцо вокруг Калужской площади, пока их лидер Геннадий Зюганов пытался воздать и кесарю, и богу. В своем аккаунте в Twitter председатель ЦК КПРФ сначала поздравил православных с Пасхой, а затем и трудящихся с Первомаем. После этого господин Зюганов, облаченный в белую футболку и кепку того же цвета, встал во главе первомайского шествия. Рядом с ним в авангарде красной колонны шел первый зампред ЦК КПРФ Владимир Кашин, рядом шествовали представители Мосгордумы и местного самоуправления, а за ними тянулись разночинцы из Союза Коммунистической молодежи, женского движения «Надежда России», Союза Советских офицеров и других левых партий, организаций и групп.
Демонстрация прошла традиционно: под звуки маршей и патриотических песен по ветру развевались красные флаги с символикой СССР; участники шествия нестройно скандировали политические лозунги, разбавляя их дружным «Ура! Ура! Ура!». Из яркой колонны выделялась группа в белом. «Почему это они в белом?» — возмутилась представительница «Женсовета». «Это пищевая промышленность,— пояснила проходившая мимо пенсионерка.— Аграрии всегда в белом». Действительно, на белых куртках можно было различить успокоительную надпись «Совхоз им. Ленина».
Участников шествия подбадривали активисты с мегафонами. «Скоро-скоро выстрелит Аврора! — обещали они.— Выше-выше красный флаг, победим мы только так!» Но трудящиеся гораздо охотнее обсуждали работу или предстоящие шашлыки. «Вы сюда по призыву сердца или по принуждению?» — спросила корреспондент “Ъ” у двух пожилых мужчин. «Ну, добровольно-принудительно. И тогда так было, и сейчас»,— вздохнул один из них. «А вы как сюда попали?» — поинтересовался другой у шагающих рядом школьниц. Смутившись, подростки признались: «Мы с родителями, которые… ну вы сами понимаете».
Спустя два часа красная колонна добралась до памятника Марксу. «Пойдем, мы здесь все равно ничего нового не услышим»,— произнес «добровольно-принудительный» коммунист, но потом все же остался — решил узнать, что на этот раз скажут народу лидеры компартии. Геннадий Зюганов не подвел — он рассказывал со сцены, что Россия — первая в мире держава по научному прогрессу, науке и образованию. «Наша экономика, наши финансы должны быть суверенными и не зависеть от доллара»,— призвал господин Зюганов, предложив национализировать сырьевую базу и ввести госмонополии. «Без социализма, без справедливости невозможно наше будущее»,— пригрозил он. После его выступления митингующие постепенно стали перемещаться на соседнюю пасхальную ярмарку за куличами и крашеными яйцами.
Наиболее радикальные участники красной формации третий год подряд митинговали отдельно, у станции метро «Краснопресненская». На встречу пришли около 50 сторонников не зарегистрированной до сих пор «Другой России» и почти сто человек из других разнообразных партий. Были представлены все оттенки красного, любой мог выбрать себе флаг по вкусу — от Объединенной коммунистической партии и Союза коммунистической молодежи до украинской «Боротьбы» и поклонников батальона «Призрак» из так называемой ЛНР. Во главе колонны шли пять юных коммунистов с растяжкой «Мир без буржуев», а замыкали скромное шествие активистки «Другой России» с баннером «Бог велел делиться». Участники шествия не всегда были согласны с лозунгами друг друга, но объединялись, выкрикивая «Свободу политзаключенным».
Блок «Прогрессивные левые» назначил свое мероприятие на вечер — на Самотечной площади соберутся феминистки, анархисты, члены Российского Социалистического действия и политически сознателньые ЛГБТ-активисты. Они планируют пройти до Суворовской площади, где состоится митинг «За солидарность без предрассудков».