Праздник на мели
Волго-Донскому каналу — 65 лет, и они его не красят. Репортаж Александра Кабанова и Натальи Радуловой
Две крупнейшие реки России соединил летом 1952 года Волго-Донской канал. Эта навигация юбилейная — 65-я. Но торжеств в честь памятной даты не будет
"Умели же строить при товарище Сталине! — восклицает один из матросов сухогруза, проходящего по Волго-Донскому. Уже первые шлюзы, со стороны Дона, поражают своей монументальностью: массивные фонари на берегах, арки, обелиски, мемориальные доски, бронзовые фигуры всадников.— У меня тут всегда ощущение, будто в метро попал!" У первого шлюза со стороны Волги когда-то возвышался медный Иосиф Виссарионович с фуражкой в руке, позднее его сменили на железобетонного Ленина с кепкой. Этой весной 57-метровый монумент, занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку, очистили от пыли и рисунков вандалов. На этом, пожалуй, все празднование навигации — канал в 65-й раз принимает суда — и завершилось.
Когда-то его называли "первой из великих строек коммунизма". За четыре с половиной года "враги народа", вольнонаемные рабочие и военнопленные проложили водный маршрут протяженностью 101 километр. Мировая практика гидротехнического строительства не знала ни таких масштабов, ни темпов — Панамский канал при таком же объеме работ строили больше четверти века. Волго-Дон, как тогда казалось, отчаянно был необходим стране: он связывал южные и северные моря, обеспечивал выход на международные водные пути мирового значения. Поэтому за ценой не постояли, заплатив за это чудо советской гидротехники жизнями тысяч "заключенных каналоармейцев", затопленными деревнями и измененным климатом всего юга России — считается, что строительство столь крупного водоема повлияло на состояние Азовского моря, которое стало засаливаться.
Канал питается только донской водой — из Цимлянского водохранилища. Попадая в это "рукотворное море" после 14-го шлюза, частенько приходится и постоять. На рейде в ожидании шлюзования и подъема уровня воды могут оказаться десятки судов — настоящая пробка. А воды все меньше. Суда давно не могут проходить через канал при полной загрузке — если это лето будет засушливым, многие рискуют сесть на мель. Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей публикует в сводках уже привычное "По бассейну реки Дон водность малая", а правительство Ростовской области сообщает о низком уровне воды в Цимлянском в этом году и просит потребителей "строго придерживаться установленных планов водопользования". Искусственный водный организм, который должен был значительно расширить транспортные возможности и решить вопрос с орошением засушливых и полупустынных земель, фактически превращается в болото — в некоторых местах уровень ила на дне Цимлянского моря достигает 8 метров. Обрушение неукрепленных берегов, заблокированные стоки талых вод и повышенный разбор воды для промышленных и хозяйственных нужд только усугубляют проблему. Экологи отмечают в последние годы резкое изменение климата и предупреждают: если не принять срочные меры по спасению этого крупнейшего искусственного водоема в Европе, нас ждет экологическая катастрофа.
Правда, отдыхающих на высыхающем "море" меньше не становится. С началом лета сюда, кажется, устремляются все: с удочками, лодочками, на яхтах и катамаранах, с детьми и шашлыками. Замечают, конечно, и исчезновение рыбы: "Даже чехонь, которая у казаков раньше считалась сорной рыбой, у нас теперь за лакомство". Но отмахиваются: суда пока еще вроде ходят, люди вон купаются, а бетонные берега канала кажутся все такими же незыблемыми. Какой-никакой, а праздник.