Туроператоры планируют отпуска
Продажи путевок начали расти
После двухлетнего кризиса рынок организованного выездного туризма начал показывать положительную динамику. Туроператоры надеются, что по итогам предстоящего летнего сезона продажи вырастут на 5-20%. Это произойдет, если экономическая и внешнеполитическая ситуации не осложнятся. Не станет помехой и закрытие для участников рынка Турции и Египта: им на смену уже пришли курорты Греции и Туниса.
Если текущая ситуация в экономике и во внешней политике не изменится в худшую сторону, то оборот российского туррынка в наступающем летнем сезоне увеличится до 5%, а по некоторым направлениям — до 20%. Такие прогнозы приводит Ассоциация туроператоров России (АТОР). По словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, самыми популярными направлениями зарубежного отдыха в этом году могут стать Греция, Болгария, Кипр, Черногория, Испания, Италия и Хорватия. Такие направления, как Таиланд, Вьетнам и Южная Корея, сейчас показывают рост спроса на летний период в пределах 7% в основном за счет жителей Урала и Сибири, указывает она. На рост числа поездок российских туристов в свою страну рассчитывает министр устойчивого развития и туризма Черногории Бранимир Гвозденович. "Треть всех отдыхающих в Черногории — это россияне. По нашим прогнозам, среди них спрос на наши курорты может вырасти более чем на 60%",— заявил министр "Ъ".
Туротрасль России начала резко сокращаться с лета 2014 года: тогда на рынке началась волна банкротств турфирм и девальвация рубля. По данным Ростуризма, в 2014 году количество выезжавших за рубеж сократилось на 4%, в 2015-м — еще на 31%. В этом сезоне дополнительной проблемой стало закрытие двух самых массовых направлений организованного туризма — Турции и Египта. Но уже в преддверии майских праздников АТОР заметил рост рынка: спрос на туры в этот период вырос на 10-20% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Положительную динамику отмечают и в TUI. В компании говорят, что в среднем спрос на летние путевки сейчас находится на уровне прошлого года, превышая эти показатели по таким странам, как Кипр, Греция и Италия. Похожие данные приводят в Coral Travel, где добавили, что, например, по Болгарии и Тунису уже запланирован трехкратный и четырехкратный рост продаж. По оценкам представителя "Онлайнтура" Игоря Блинова, на Тунис сейчас приходится 9,2% продаж всех туров на июль. Этот показатель резко отличается от лета прошлого года, когда после происшедшего в июне теракта на пляже Суса спрос среди туристов упал фактически до нуля. "Если в марте, когда активно бронируются туры на лето, лидером спроса была Греция, то теперь — Тунис",— соглашается представитель Tutu.ru Наталья Анисимова. По данным господина Блинова, Кипр и Греция на тот же период занимают по 13,5% всех продаж, на Россию приходится 11,3%, Болгарию — 9,2%, Италию — 4,7%, Черногорию и Вьетнам — по 3,8%, Таиланд — 3,7%, Испанию — 3,1%.
Но позитивные настроения разделяют не все участники рынка. Гендиректор "Пегас Туристик" Анна Подгорная считает, что хорошим результатом для летнего сезона в случае с зарубежными направлениями может стать выход на прошлогодний уровень продаж. По ее оценкам, по программам раннего бронирования в этом году было продано лишь 20% запланированных турпакетов, в то время как раньше доходило до 40%. "Рост рынка возможен только за счет увеличения внутреннего туризма на 10%",— указывает госпожа Подгорная. Директор по продажам НТК "Интурист" Сергей Толчин, несмотря на более позитивную динамику продаж компании (спрос на Болгарию и Италию вырос на 50%, ранние продажи по этим направлениям достигли 37% и 45% соответственно), предполагает, что общий объем выездного турпотока из России сократится в этом году на 30%, до 6-7 млн человек. По его мнению, в условиях закрытия для туроператоров Турции увеличить реальный объем выезда невозможно. Господин Толчин указывает на то, что по некоторым направлениям, например Греции, спрос оказался ниже, чем изначально прогнозировали операторы. Кроме того, он носит сезонный характер. "Если раньше многие россияне ездили в отпуск несколько раз за год — на майские праздники, летом и на Новый год, то теперь в рамках экономии многие покупают путевки только на лето",— резюмирует он.