Евразийское метро

Как транспорт и коммуникации влияют на интеграцию и строительство новой Европы

Как транспорт и коммуникации влияют на интеграцию и строительство новой Европы.

Пьеро Фассино, мэр Турина, председатель Форума городов Нового шелкового пути

vlast.kommersant.ru

Журнал "Власть" совместно с MIR Initiative начинает новую серию статей в рамках второго издания "Белой книги метро региона METR (Ближний Восток, Европа, Турция, Россия): Города как станции будущего высокоскоростного метро". Помимо лидеров бизнеса, политиков и интеллектуалов участниками проекта являются прежде всего мэры, подписавшие Туринскую хартию Форума городов Нового Железнодорожного Шелкового Пути. Его учредительное заседание прошло 27 ноября 2015 года в итальянском городе Турин. Сегодня Форум объединяет более 30 городов, включая Будапешт, Осло, Тирану, Казань и Джакарту. А 5 мая состоялось открытие европейской штаб-квартиры форума в Турине.

В основу проекта форума легло первое издание "Белой книги метро региона METR (Ближний Восток, Европа, Турция, Россия): Белая книга будущего мобильности в регионе", статьи из которой выходили в журнале "Власть" в течение 2014 года. Презентация первого издания состоялась в мае 2015-го в рамках Международного книжного салона в Италии.

В странах Евросоюза девять главных коридоров Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T) образуют своего рода крупнейшее пассажирское континентальное метро — "еврометро", станциями которого являются города Старого Света. Одновременно уже полноценно работает "китайское метро", по которому ежедневно между городами-станциями Поднебесной передвигаются более двух с половиной миллионов человек. Эти две системы в ближайшее десятилетие соединятся коридорами Нового железнодорожного шелкового пути: с одной стороны, северным — через Казахстан, Россию и Белоруссию; с другой — южным — через Центральную Азию, Кавказ и Турцию.

Система будущего евразийского метро соединяет также порты, аэропорты и интермодальные центры, формируя наземную логистическую сеть с севера на юг и с востока на запад, которая объединяет моря (с проходящими через них маршрутами), преодолевает горы благодаря проходящим через них туннелям.

Являясь итальянцем и пьемонтцем, не могу не упомянуть высказывание объединителя Италии графа Кавура. За 15 лет до объединения Италии он опубликовал в Revue Nouvelle схему будущей национальной железнодорожной сети. Причем в то время Италия была еще разделена на множество мелких, зачастую конфликтующих между собой государств без торговых отношений, которые способствовали бы инвестициям в инфраструктуру на основании рациональной экономической оценки. Задачей графа Кавура в действительности было не удовлетворить спрос на несуществующий на тот момент трафик, а создать, в том числе и через транспортную мобильность, новую политическую реальность, единую Италию и уникальный объединенный рынок, генерирующий возможности и обмен, которые ранее было трудно себе представить. Задумывая национальную железнодорожную сеть, он предопределил за десятилетия до их осуществления основные трансальпийские артерии: Монченизио, Сен-Готард и Бреннеро.

Сеть TEN-T предлагает сегодня в континентальном масштабе модель, аналогичную той, что представлял Кавур 169 лет назад на национальном уровне. В ней транспорт и коммуникации (материальные и нематериальные) определяются как фактор интеграции и строительства новой Европы и, соответственно, нового крупного рынка, единого на внутреннем уровне и открытого для связей со всем миром (ближним и дальним) как посредством морских, так и посредством наземных путей, особое внимание при этом уделяется Евразии.

Перспектива обменов растет в крупном масштабе и должна соразмеряться для начала с новой ролью Восточной Европы и азиатского Дальнего Востока. Новой реальностью ближайшего будущего станут отношения Восток--Запад, от Атлантического до Тихого океана, частью которых является современная интерпретация Шелкового пути Марко Поло, от Пекина до Атлантического океана, где решающую роль играет Средиземноморье, а Италия географически выглядит как континентальная пристань, из чего вытекает и ее историческое предназначение — быть мостом для диалога Европы с Востоком и Северной Африкой.

Совместный проект журнала "Власть" и MIR Initiative "Белая книга метро региона METR (Ближний Восток, Европа, Турция, Россия): Города как станции будущего высокоскоростного метро" намечает новую значимую перспективу не только транспортно-коммерческого, но и социального, культурного и политического характера.

Новый шелковый путь из Китая через Россию, кавказско-анатолийский Ближний Восток и Балканы не заканчивается в Венеции, а, проходя через Турин, соединяет все города средиземноморского коридора вплоть до Пиренейского полуострова (с возможностью в будущем строительства подводного туннеля под Гибралтаром), формируя новую систему отношений с соответствующими евразийскими городами новых / древних путей Марко Поло.

В мире, где превалируют глобалистские тенденции и время развития процессов постоянно сокращается, города вновь, как и в прошлом, начинают играть центральную роль, которую в свое время им пришлось уступить в эпоху расцвета национальных государств. Сегодня вновь раскрывается фундаментальное значение городов, причем не только как гарантов принадлежности индивидуумов к определенному сообществу как таковому, но и как символических центров более обширных территорий.

Города являются не только носителями неискоренимых потребностей и ценностей местного масштаба в глобализованном мире, но они могут стать главными героями масштабных процессов "глокализации", сочетающих в себе микро- и макроуровень.

Европейские и евразийские коридоры в конечном итоге нуждаются в активной роли городов. По этой причине рождение нового евразийского метро ставит города перед необходимостью объединиться в постоянно действующий форум городов Нового железнодорожного шелкового пути, который бы взял на себя задачи развития в интересах местных сообществ, учитывая значимые вызовы современного мира.

Вся лента