Деньги на ветер
как британские инженеры рулят на суше и на море
В одной из серий приключенческой саги об агенте 007 есть сцена, когда автомобиль превращается в подводную лодку. Через некоторое время диковинный аппарат выезжает на берег и великолепный Джеймс Бонд небрежно выбрасывает из окна случайно попавшую в салон рыбку.
Киношные чудеса прошлого сегодня поражают как наивностью своей конструкции, так и наивностью публики, воспринимавшей достижения техники на веру. Однако один из руководителей спецпроектов компании Land Rover Дэвид Фэйрберн признается, что именно то зрелище транспортного средства, чьи привлекательность и способности были так легко и элегантно изменены, предопределило не только его личный жизненный выбор, но и судьбу сотни его коллег. В наши дни специалисты Land Rover берутся за самые фантастические проекты, которым позавидуют и мастера кинематографа. Они готовы модернизировать, например, серийный внедорожник Range Rover Sport, сделав из него новую звезду бондианы. Или создать для гоночной команды Land Rover BAR с нуля самую быструю лодку в мире, которой уже в скором времени предстоит выйти на старт легендарной и наиболее престижной регаты в мире - Кубка Америки.
Острословы утверждают, что столь популярная и трендовая сегодня идея создания автономных транспортных средств берет свое начало из... легенды о летучем голландце. Люди посерьезнее замечают, что в каждой шутке есть доля истины, и предлагают сравнить принцип действия эхолокатора и круиз-контроля. Можно долго спорить о том, что откуда берется в наш динамичный и глобальный век, но взаимное проникновение автомобильных, космических, морских и авиационных технологий бесспорно. Лучшие решения из одной отрасли адаптируются под специфические нужды другой. От специалистов Land Rover Advanced Engineering потребовалось выдать на-гора все самые передовые наработки компании в области дизайна и инноваций, чтобы за предельно короткий срок создать катамаран на подводных крыльях, достойный выступления на Кубке Америки, который часто называют "Формулой-1" на воде. Лодка Rita (кодовое название R1) должна быть способна развивать скорость в 50 узлов, или 92,6 км/ч. Для достижения подобных скоростных характеристик от аппарата массой 2400 кг, не считая веса пяти членов команды, инженерам компании потребовалось изготовить источник тяги в виде жесткого паруса из углеволокна. Конструкция длиной 23,9 м имеет почти такой же размер, что и крыло самолета Boeing 737. Удивительно, а впрочем, достаточно логично, что мощность источника тяги рассчитывают в лошадиных силах. При максимальной скорости в 50 узлов она равна 100 л. с. Справиться с карбоновой конструкцией при помощи обычных канатов, как на яхтах с традиционными парусами, невозможно. И потому вместо шкотов матросы "подбивают" или ослабляют гидравлические тяги.
Мощность карбонового паруса катамарана рассчитывают в лошадиных силах. При максимальной скорости в 50 узлов она составляет ровно 100 л. с.
Говорят, если пещерному человеку показать современные технологии, он бы принял их за магию. А если показать современному человеку магию, он примет ее за технологию. В проекте Land Rover BAR реальность смешана с виртуальностью. Что логично: в королевской регате, как и в Формуле 1, традиционные методы конструирования и дизайна, уверены эксперты, больше не работают. От гоночных аппаратов сегодня требуется умение быстро набирать скорость и стремительно менять направление. Привить это умение катамарану надо задолго до того, как он появится на верфи.
В Центре инноваций Jaguar Land Rover в Гейдоне есть своя "пещера виртуальной реальности", на стены и потолок которой проецируются трехмерные изображения автомобилей или их частей. С помощью электронного маркера можно разбирать виртуальные конструкции на части, проникать внутрь систем и механизмов и даже разрезать отдельные детали, что позволяет дизайнерам вносить нужные им правки. Различные методы моделирования как раз и помогли инженерам добиться той формы паруса и тех показателей аэродинамики, которые позволяют катамарану развивать максимальную скорость на водной поверхности и даже отрываться от нее.
У R1 существует целый ряд славных сухопутных аналогов. Один из них - спорткар F-Type SVR, способный разгоняться до 322 км/ч и не отрываться от дороги за счет активного заднего антикрыла. Еще один созданный специальным подразделением компании SVR и многократно протестированный все в той же "пещере" вариант Range Rover Sport стал самым быстрым и мощным внедорожником в истории марки. Автомобиль уже вошел в историю как один из рекордсменов легендарной "Северной петли" Нюрбургринга в Германии, где ему удалось пройти гоночный круг за 8 минут 14 секунд. В 2017 году катамаран Rita ждут свои круги на Бермудских островах. С двигателем и ходовой у него, похоже, все в порядке. Остается только пожелать команде семь футов под килем.
Range Rover Sport SVR