МЧС спасает Ил для мира
Министерство требует международной сертификации модернизированного Ил‑76
МЧС требует в кратчайшие сроки провести сертификацию гражданского варианта модернизированного Ил‑76 для возможности выполнения международных полетов. В МЧС считают, что международная сертификация гражданской версии выведет самолет на международный рынок и обеспечит конкуренцию в этом сегменте мировой авиации. В ОАО «Ил» полагают, что, как и для прежних версий Ил‑76, сертификация не потребуется, и достаточно будет дополнения к аттестату летной годности, что позволит совершать полеты по всему миру. Эксперты отмечают, что отсутствие сертификации не добавит интереса западных авиакомпаний, однако считают, что в связи с узостью коммерческого рынка для самолетов такого типа российские авиакомпании сами могут закрыть его потребность.
Глава МЧС Владимир Пучков 29 апреля, во время своего визита в Ульяновск, заявил журналистам, что им поставлена задача «к 30 ноября подготовить весь пакет документов по поставке для МЧС России новых самолетов Ил‑76 (по классификации НАТО — Candid — искренний), которые должны пройти весь цикл оформления и сертификации для их использования на международном рынке». «С одной стороны, это позволит МЧС России получить новую, современную, комплексную тяжелую авиацию на базе Ил‑76, с другой — создаст экспортный потенциал нашей авиационной промышленности и обеспечит конкуренцию на международном рынке в этом сегменте авиации», — заявил господин Пучков. По его словам, на первом этапе «это должно быть шесть глубоко модернизированных самолетов Ил‑76, способных летать в сложных условиях и соответствующих всем требованиям сертификации для полетов на международных авиалиниях». «Это принципиальный вопрос, потому что пока эти самолеты можно использовать только на внутренних линиях, но МЧС надо летать в любой точке земного шара», — заметил министр. Он также сообщил, что принято решение: авиация МЧС России будет осуществлять техническое обслуживание и ремонт своих воздушных судов в Ульяновске, на базе АО «Авиастар-СП» (в дочерней компании самолетостроительного завода — ЦТО и РАТ «Авиасервис». — „Ъ“).
Напомним, соглашение о поставке шести глубоко модернизированных самолетов Ил‑76 МЧС России и ульяновский самолетостроительный завод «Авиастар-СП» подписали в ноябре прошлого года. В марте этого года генеральный конструктор ОАО «Ил» Николай Таликов сообщил журналистам, что принято решение о создании гражданской версии этого военно-транспортного самолета — Ил‑76 ТД‑90 А (по аналогии с ныне работающей гражданской версией прежней модификации — Ил‑76 ТД).
В среду господин Таликов пояснил „Ъ“, что принято решение не делать специальную сертификацию по требованиям АП‑25 или FAR‑25, и «решение об этом было утверждено Минтрансом и Минпромторгом России 11 декабря 2015 года». Генеральный конструктор считает, что «проводить полноценную сертификацию Ил‑76 ТД‑90 А по нормам АП‑25 нецелесообразно, достаточно получить дополнение к аттестату летной годности (базовый Ил‑76 ТД не имеет сертификата типа), как уже было сделано для Ил‑76 ТД‑90 ВД авиакомпании «Волга-Днепр», и это дополнение «является достаточным документом для полетов самолетов без каких бы то ни было ограничений по всему миру». «Подобным образом мы будем действовать и для самолета Ил‑76 ТД‑90 А», — подчеркнул генеральный конструктор. В ОАО «Ил» также подчеркнули, что «для полноценного выхода самолета на международный рынок этого вполне достаточно и никаких дополнительных ограничений на него это не накладывает». Сроки получения дополнения к аттестату летной годности и затраты на эту работу представители разработчика называть отказались, хотя и заметили, что больших изменений гражданская версия не потребует, будет лишь снята часть оборудования — комплекс обороны, спецсистемы связи и т. д.
Управляющий директор «Авиастара-СП» Андрей Капустин пояснил, что планировалось подготовить ТЗ по Ил‑76 ТД‑90 А еще в первом квартале, но «сроки немного сдвигаются», хотя «работа идет активная». По его словам, «соглашением, подписанным в ноябре, было предусмотрено выдать первую машину в 2018 году», «возможно, сроки будут корректироваться, хотя МЧС настаивает на соблюдении первоначальных планов», «идет активный переговорный процесс». Тем не менее господин Капустин считает, что дополнительный заказ от МЧС на фоне большого гособоронзаказа — «это посильная задача, и „Авиастар-СП“ способен справиться с ней». Стоимость самолета по заказу для МЧС пока не разглашается, однако, признает управляющий директор, она в любом случае будет отличаться от гособоронзаказа (стоимость которого считается заниженной „Ъ“), «поскольку сегодня цены на комплектующие уже другие».
Глава аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев не уверен, что к не имеющему международной сертификации Ил‑76 ТД‑90 А западные авиакомпании проявят большой интерес: «Чтобы удовлетворить запросы МЧС и российских авиакомпаний, дополнения к аттестату летной годности будет достаточно, но чтобы работать с зарубежными компаниями — тут есть определенные сомнения». По мнению аналитика, «оценивая экспортный потенциал, скорее можно говорить о возможности заказов этих самолетов не для коммерческих, а для государственных эксплуатантов», и международная сертификация может и не потребоваться «в связи с малой востребованностью самолетов такого назначения». «Да, Ил‑76 с точки зрения стоимости летного часа остается более привлекательным, чем американские самолеты, да, у „Волги-Днепра“ он показывает неплохие результаты, но ниша для коммерческой эксплуатации этих самолетов достаточно мала, потребность исчисляется штучными экземплярами, и вполне вероятно, что российские авиакомпании могли бы сами эту нишу закрыть», — считает эксперт.