Следователь МВД ушел от взятки в отпуск
У руководителя банка требовали $5 млн за отказ от ареста счетов
Мосгорсуд вчера отклонил апелляционные жалобы на арест четырех обвиняемых по делу о вымогательстве взятки в $5 млн у председателя правления КБ "Финтрастбанк" Александра Тимошенко. По версии следствия, эти деньги предназначались следователю МВД Адаму Осканову, который в противном случае угрожал банкиру арестовать его и корреспондентский счет банка.
Первыми в середине июля 2015 года Басманный суд по ходатайству ГСУ СКР арестовал предполагаемых сообщников Адама Осканова — Игоря Суховерхова и Ибрагима Хамурзаева, выступавших, по версии следствия, посредниками в переговорах с банкиром Тимошенко. А 19 января 2016 года СКР задержал, а потом и добился ареста уже самого господина Осканова, работавшего следователем в 4-м управлении МВД (обслуживает режимные объекты, расположенные в Москве), а также его знакомого адвоката Якуба Горчханова. Именно он, по версии СКР, и должен был передать приятелю деньги. Впоследствии дела всех четырех фигурантов объединили в одно производство, а их жалобы на аресты в Мосгорсуде стали рассматривать вместе.
Несмотря на то что адвокаты обвиняемых убеждали суд, что их клиенты не намерены скрываться от следствия или мешать тому в расследовании дела, Мосгорсуд оставил всех четверых под стражей еще на два месяца. При этом Мосгорсуд отверг довод адвоката Адама Осканова Олега Ильина о том, что его клиент, будучи свидетелем по делу Игоря Суховерхова и Ибрагима Хамурзаева, ни разу не пропустил вызов на допрос в СКР и не предпринял попытки скрыться. Хотя, по уверению адвоката, Адам Осканов хорошо понимал, что может сам оказаться под судом по обвинению в вымогательстве взятки.
Следствие считает, что умысел на совершение данного преступления появился у следователя Осканова еще в апреле 2015 года, когда ему пришлось вести дело о хищении миллиардов рублей бюджетных средств, в котором были задействованы компании, имевшие счета в Финтрастбанке. Хотя причастность банка и его руководства к данному преступлению не подтверждалась фактами, следователь якобы решил заработать на этом, припугнув руководство банка арестом счетов или некоторых членов правления. А чтобы обезопасить себя, Адам Осканов, полагает следствие, решил действовать через посредников — своего друга адвоката Якуба Горчханова, Игоря Суховерхова и Ибрагима Хамурзаева. Двое последних должны были вести переговоры с Александром Тимошенко о выплате $5 млн.
Предложение о переводе данной суммы банкиру 23 июня 2015 года по телефону сообщил Игорь Суховерхов. Однако Александр Тимошенко попросил посредника предъявить доказательства того, что он действует не от себя лично, а в интересах следователя Осканова. В результате Игорь Суховерхов в начале июля организовал им встречу в одном из ресторанов Москвы. При этом следователь Осканов не знал, что накануне Александр Тимошенко заявил о вымогательстве в ФСБ, поэтому встреча проходила под контролем чекистов.
Однако, как утверждают теперь адвокаты, во время переговоров в ресторане следователь Осканов обсуждал с банкиром не деньги, а запрос о выдаче документов, направленный в правление КБ. Тем не менее в ходе последующих переговоров с посредниками банкир согласился выплатить им $5 млн. Первый транш составил 10 млн руб. По задумке организаторов операции, помеченная спецсоставом платежка на эту сумму должна была в итоге оказаться у следователя Осканова. Однако вышло по-другому.
Когда 15 июля прошлого года сотрудники СКР и ФСБ пришли с обыском в кабинет господина Осканова, выяснилось, что тот находится в отпуске. В самом же кабинете никаких следов, оставленных спецсоставом, не оказалось. Именно поэтому после ареста посредников Игоря Суховерхова и Ибрагима Хамурзаева в СКР не могли предъявить обвинения Адаму Осканову и его знакомому Горчханову. Сделано это было лишь спустя полгода, когда один из посредников начал сотрудничать со следствием. Учитывая это, посреднику Суховерхову предъявили лишь обвинение в особо крупном мошенничестве, тогда как остальным фигурантам дела — в получении взятки или посредничестве в этом (ст. 290 и ст. 291.1 УК). Учитывая, что вымогалась крупная сумма, обвиняемым грозит не только длительное заключение, но и штрафные санкции в размере 500 млн руб. В Финтрастбанке от комментариев воздержались.