Ни ума, ни фантазии
Скандальные поздравления и агитация к 9 Мая
Власти и бизнес часто используют День Победы в агитационных и рекламных целях. Однако чрезмерная фантазия или банальная безграмотность авторов патриотического креатива приводят лишь к негативной реакции общества и портят праздник. Самые одиозные примеры — в подборке «Ъ».
5 мая на Youtube появилось видео, в котором девочка рисует прахом прадеда и рассказывает о его военном прошлом. Ролик, вызвавший взрыв возмущения в СМИ и соцсетях, оказался вирусной рекламой фильма «Прахдед». Об этом заявил основатель студии My Duck's Vision Юрий Дегтярев, принимающий участие в продвижении картины.
В Санкт-Петербурге отличились местные предпринимательницы, которые выпустили ограниченную коллекцию кокошников из георгиевских ленточек. В честь праздника 9 Мая покупателям предоставляется скидка 9%.
В 2015 году в подмосковной Ивантеевке на рекламном баннере с надписью «Они сражались за родину!» рядом был помещен снимок экипажа немецкого бомбардировщика Junkers 88. Глава Ивантеевки Сергей Гриднев принес официальные извинения за ошибку.
В 2014 году в Чите был размещен баннер с фотографией героя Советского Союза и текстом к нему, в котором жители заметили десятки орфографических ошибок. На следующий день плакат сняли.
В 2013 году в Мурманске Военно-мемориальная компания накануне 9 Мая разослала ветеранам письма, в которых информировала их о возможности проведения похорон за счет бюджетных средств. Губернатор области Марина Ковтун резко отреагировала на казус и попросила уволиться главу мурманского филиала компании. В Тюмени ко Дню Победы появились плакаты с надписью «Спасибо за мирное небо над головой» с коллажем из 15 фотографий, на трех из которых изображены немецкие солдаты.
В Златоусте героями билборда «Это наша победа» стали американские военные, водружающие знамя на холм после битвы за Иводзиму. В Калининграде же один из местных банков ко Дню Победы разработал рекламный слоган «Родина-мать зовет взять кредит под 18% годовых!!!».
В 2012 году администрация Екатеринбурга выпустила плакаты с немецкими танками «Пантера», которые вызвали возмущение ветеранов. Через несколько дней весь тираж плакатов был уничтожен.
В том же году в Орле был установлен щит с надписью: «Победа деда — моя победа!», с которого жителям города улыбались немецкие солдаты. Ошибку предали огласке блогеры, после чего баннер был демонтирован.
В апреле 2010 года в Челябинске ветераны получили от администрации ООО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак» поздравительные открытки с благодарностью за «особый вклад в развитие врага». В компании рассказали, что перепутали слова «разгром» и «развитие» в предпраздничной спешке.
Тогда же в Тюмени администрация области отпечатала тираж поздравительных открыток, подписанных губернатором Владимиром Якушевым, в которых говорилось, что тюменцы помнят подвиг героев-земляков, «честно трудившихся в тылу врага», а в Перми несколько сотен ветеранов получили в подарок календарь с фотографиями немецких пулеметчиков и солдат CC.
В апреле 2008 года ветеранские организации Калининграда назвали «кощунством и издевательством» открытие накануне Дня Победы гостиницы с названием Reich Strasse. Под давлением общественности название отеля было заменено на Las Palmas.
В апреле 2007 года в Калининграде ветераны получили поздравительные открытки Военно-мемориальной компании, обратную сторону которых украсила реклама ритуальных услуг.