Из депутатов сделают людей труда
В Тюменской облдуме предлагают лишать мандата за прогулы
В Тюменскую областную думу внесен законопроект о досрочном прекращении полномочий региональных депутатов в случае неисполнения ими своих обязанностей. Автором документа выступил лидер фракции ЛДПР Глеб Трубин. По аналогии с нормой федерального закона, подписанного накануне президентом, он предлагает отчуждать мандат решением облдумы по предложению фракции провинившегося депутата. Эксперты считают, что инициатива господина Трубина может дать фракциям возможность для борьбы с неугодными большинству коллег депутатами.
Проект поправок в закон «О статусе депутата Тюменской областной думы» зарегистрирован в аппарате регионального парламента. Согласно тексту законопроекта, в случае неисполнения депутатом своих обязанностей его полномочия могут быть прекращены досрочно решением думы по инициативе фракции, в которой он состоит. Помимо личного участия в заседаниях думы и работе парламентских комитетов, депутат обязан «поддерживать связь с избирателями, принимать меры по обеспечению их прав, свобод и законных интересов». Кроме того, он должен рассматривать поступившие предложения, заявления и жалобы, вести личный прием граждан. Эти обязанности уже описаны в действующей редакции закона. Но, как пояснил автор поправок депутат Глеб Трубин, до сих пор не предусмотрены формы ответственности за их неисполнение. По его мнению, поправки призваны исправить ситуацию. Контроль за выполнением обязанностей предполагается возложить на партийные фракции. «Именно фракция, по сути являющаяся коллегиальным, самоуправляемым образованием, имеет реальную возможность влиять на депутатов областной думы», подчеркивается в пояснительной записке. Аналогичные поправки на федеральном уровне были приняты в апреле, а 4 мая их согласовал президент РФ Владимир Путин.
Региональные депутаты не исключают, что законопроект будет одобрен на заседании думы. «Вопросов к поправке нет никаких: на работу ходить надо, если уж работаешь. Все в духе федерального закона. Есть только вопросы о том, как фиксировать неисполнение обязанностей и вносить инициативу, но я думаю, что большинство предложение поддержит», — прокомментировал законопроект заместитель председателя комитета облдумы по государственному строительству и местному самоуправлению Владимир Ульянов. При этом он отметил, что ситуация, когда избранный депутат более месяца игнорировал свои обязанности, для Тюменской думы нехарактерна: «По крайней мере, на заседаниях у нас явка очень хорошая». Лидер тюменских коммунистов Тамара Казанцева также в целом поддержала инициативу, добавив, что для внесения таких предложений депутат сам должен представлять образец дисциплины. Однако механизм фракционного контроля вызвал у нее определенные опасения. «Правильнее было бы, если бы решение принимали руководящие органы партии, которые выдвигали кандидата в депутаты. Иначе фракция, в которой могут состоять всего два человека, сможет принимать ключевое решение, а руководство регионального отделения из 40 человек — нет», — считает госпожа Казанцева. Она добавила, что текущая редакция законопроекта не решает вопрос с депутатами, покинувшими партию, от которой они были избраны, а также с самовыдвиженцами. «Но отзывать депутата должны, наверное, все же избиратели, а не другие депутаты», — отметила депутат.
Эксперты отмечают, что аналогичный федеральный закон инициирован «Единой Россией» прежде всего для борьбы с неугодными ей депутатами, и тот факт, что его тюменская версия инициирована именно ЛДПР, не случаен. «Именно в этой фракции в конце прошлого года произошел раскол в связи с тем, что часть ее представителей не поддержала господина Трубина, когда он баллотировался на пост вице-спикера взамен ушедшего в Госдуму Владимира Сысоева. Этот закон может стать определенной гарантией того, что депутаты, прошедшие от ЛДПР и других партий, будут выполнять волю фракций», — считает тюменский политолог Александр Безделов. По его мнению, расплывчатость формулировок в законе позволяет выносить вопросы об отчуждении мандата без особого расследования и наличия доказательной базы, и само его существование становится инструментом влияния фракций на депутатов. «Впрочем, не факт, что внесенная оппозиционной партией инициатива будет утверждена в текущем виде», — отметил он.