От «Билли Бада» до «Нуреева»
Большой театр объявил планы на сезон-2016/17
В Императорском фойе Большого театра прошла пресс-конференция, на которой музыкальный руководитель Туган Сохиев, руководитель балетной труппы Махар Вазиев и гендиректор Большого Владимир Урин рассказали о планах театра на следующий, 141-й сезон.
Перечень назначенных на сезон 2016/17 оперных премьер выглядит в репертуарном смысле по-настоящему эффектно: в нем есть одна хрестоматийная партитура мирового оперного канона, причем такая, какой не хватало этой сцене, а также названия, появление которых в афише Большого театра можно считать репертуарным прорывом. Первой премьерой на Исторической сцене в октябре станет «Манон Леско» Пуччини в постановке востребованного и хорошо знакомого театру Станиславского и Немировича-Данченко, прежней вотчине Владимира Урина, режиссера Адольфа Шапиро. Именно он ставил на сцене Музтеатра «Лючию ли Ламмермур» Доницетти — спектакль, ставший хитом московской оперной афиши и удовлетворивший самым разнообразным запросам, как неискушенной публики, так и придирчивой критики. В Большом театре сейчас не так много названий такого рода — с популярной музыкой и обаятельной режиссурой — способных играть роль репертуарных шлягеров и ничем не шокировать.
За соблазнительной «Манон» наступит очередь мрачной оперы «Билли Бад» Бенджамена Бриттена. Впервые за много лет любимый в Советском Союзе, а теперь редкий Бриттен будет поставлен в Большом театре. Это уже давно запланированная сенсация: про договоренность о постановке с режиссером Дэвидом Олденом и дирижером Уильямом Лейси было известно еще в 2012 году, во времена премьеры в театре Станиславского и Немировича-Данченко бриттеновского «Сна в летнюю ночь». От «Билли Бада» радикализма не ждут, но интрига огромная — эта опера куда более мрачная, чем «Сон», а публика нынешнего Большого куда более внимательная.
Третья оперная премьера сезона — вовсе прорывное название. Вслед за Екатеринбургским театром оперы и балета, где уже в сентябре назначена мировая премьера сценической версии оперы Мечислава (Моисея) Вайнберга «Пассажирка», Большой поставит его оперу «Идиот» (дирижер — Михал Клауза, только что осуществивший на Исторической сцене постановку «Дона Паскуале» с Тимофеем Кулябиным, режиссер Евгений Арье). Музыка одного из главных композиторов XX века (имя и партитуры Вайнберга приобрели мировую популярность уже после его смерти) наконец появится и на сцене Большого театра. В том же феврале 2017-го в Большом театре можно будет услышать и увидеть пионерский екатеринбургский проект: «Пассажирка» приедет на гастроли через два дня после премьеры «Идиота», таким образом, Вайнберг станет темой всего оперного февраля.
Последняя оперная премьера назначена на июнь 2017 года: еще один потенциальный репертуарный хит «Снегурочка» Римского-Корсакова в режиссерской версии Александра Тителя с Туганом Сохиевым за пультом станет единственной премьерной работой в сезоне музыкального руководителя Большого театра. Впрочем, Сохиев продирижирует концертными исполнениями двух опер: «Путешествием в Реймс», известным не только своим очарованием, но и тем, что может считаться тестом на вокальную виртуозность театральной труппы (скорее всего в ее исполнении примут участие и приглашенные солисты), и «Орлеанской девой» Чайковского, которая однажды уже звучала на Исторической сцене в концерте, но так и не поставлена.
Что касается приглашений именитых солистов, то частично их состав уже объявлен. Из сенсаций: в декабрьском «Дон Карлосе» в Большом театре впервые выступит Дмитрий Хворостовский. Кроме него, в том же спектакле заявлена Хибла Герзмава и другие мировые знаменитости.
Балетный сезон пройдет под эгидой Юрия Григоровича, которому 2 января исполнится ровно 90 лет. С этой даты и по 19 февраля на Исторической и Новой сценах театра будут идти только его постановки — числом 11 (шесть оригинальных балетов и пять редакций классики). То есть, кроме «Ангары» и «Каменного цветка», на этом фестивале театр представит все, что главный советский хореограф сделал за свою долгую творческую жизнь. Разумеется, балеты Григоровича не покинут афиши ни до, ни после именного фестиваля. Так, капитальное возобновление его «Золотого века» намечено на 13 октября, перенос «Раймонды» с Новой на Историческую сцену — на 16 декабря, да и новогодние праздники наверняка не обойдутся без традиционных «Щелкунчиков».
Специальными вечерами театр отметит еще два балетных юбилея: 1 ноября — 75-летие Михаила Лавровского, действующего педагога-репетитора балета Большого и худрука Московской академии хореографии, а 20 декабря, совместно с Фондом Мариса Лиепы — 80-летие этого великого танцовщика-актера.
Удивительно, что при такой фестивальной нагрузке, при том что часть проектов (в частности, запланированные было постановки Джона Ноймайера и Кристофера Уилдона) перенесена на ближайшее будущее, вторая часть сезона 2016/17 насыщена чрезвычайно интересными событиями. Новый руководитель балета Махар Вазиев решил проверить труппу на прочность «Этюдами» Ландера (в свое время он испытывал ими балет Мариинки) — премьера 9 марта. Этот эффектный театрализованный класс-концерт, основанный на датской и, частично, французской технике, требует адской виртуозности, безукоризненной чистоты и точности исполнения. Он, безусловно, труднее для московских артистов, чем уже имеющийся в репертуаре театра «Класс-концерт» Асафа Мессерера, некогда созданный специально для труппы Большого с учетом фирменных московских умений и удали. К этому одноактному торжеству профессионализма (если оно восторжествует) будут прилагаться еще один или два балета: театр выбирает между «Клеткой» Стравинского в постановке Джерома Роббинса, «Богами и собаками» (Бетховен—Хаубрих) Иржи Килиана и совсем неведомым нам «Voluntaries», сочиненным Гленом Тетли на музыку Пуленка.
Но самое интригующее — очередной эксклюзив Большого: балет «Нуреев», который готовит уже состоявшийся триумвират — композитор Демуцкий, режиссер Серебренников и хореограф Посохов. Эти авторы в прошлом сезоне выстрелили успешным «Героем нашего времени», тоже созданным с нуля. Их «Герой» открыл целую россыпь актерских дарований в Большом, стал кассовым балетом, получил «Золотую маску» как лучший спектакль, а в наступающем сезоне будет транслироваться в прямом эфире в 1 тыс. кинотеатров мира. Окрыленные этим успехом руководители Большого рассчитывают, что соавторы сделают совсем другой балет, но не хуже прежнего (либретто пишут Посохов и Серебренников). Кто и как будет изображать Нуреева, затанцуют ли в спектакле гэбэшники или тогдашний худрук Кировского балета Константин Сергеев, инсценируют ли постановщики знаменитый побег танцовщика в парижском аэропорте Бурже, можно будет узнать 6 июля 2017 года.
Гастрольные планы Большого не обширны, но амбициозны: в Японию балет повезет классику, русскую и советскую. А вот в США — русского американца Баланчина. На баланчинском фестивале в Нью-Йорке труппа исполнит две части балета «Драгоценности» — «Рубины» и «Бриллианты» в творческом соревновании с балетом Парижской оперы и NYCB, труппой самого Баланчина. По просьбе американцев, кроме всемирных «Драгоценностей» москвичи привезут в Нью-Йорк драгоценность собственного репертуара — «Укрощение строптивой» Жан-Кристофа Майо, которая не идет больше ни в одном театре.
Корреспондент “Ъ” не преминул поинтересоваться работой «Мастерской молодых хореографов», руководить которой назначили экс-худрука балета Большого Сергея Филина. Оказывается, она уже началась: молодые авторы отобраны по конкурсу и понемногу репетируют с артистами. Отличие этой «Мастерской» от аналогичных проектов Екатеринбурга, Мариинки и театра Станиславского будет в методическом обосновании: юным хореографам создадут долгоиграющий учебный план, включающий поездки на фестивали, стажировку у хореографов-мэтров, изучение мировой хореографии ХХ века.
Из ближайших планов — сюрприз для широких масс: в июле на фасаде театра вывесят огромный экран, по которому всякий прохожий сможет посмотреть в режиме онлайн оперу «Царская невеста» (1 и 2 июля) и балет «Драгоценности» (8–9 июля).