Импортозамещение сорвало цепь "Велогороду"
Отечественное программное обеспечение городского проката дало сбой
Петербургский прокат велосипедов "Велогород" в этом году не смог начать работу в срок. Отечественное программное обеспечение, на которое компания перешла в рамках импортозамещения, дало сбой. Уже пять дней горожане, купившие абонемент, не могут воспользоваться услугами проката, а тем, кто все-таки сумел арендовать велосипед, некорректно начисляется повременная плата. Причем штраф за использование велосипеда более 24 часов в рамках повременной оплаты составляет 30 тыс. рублей. "Велогород" обещает компенсировать пользователям все убытки, но оценить, насколько из-за этого снизится выручка компании, пока никто не берется. Между тем снижение выручки неизбежно отразится на городском бюджете: работа проката субсидируется из казны.
Общественный велопрокат в Петербурге, организованный компанией "Велогород" при поддержке Смольного, начал работу 30 апреля. Однако пользователи столкнулись с проблемой: велосипед можно было взять в аренду, но корректно сдать его на парковку не получалось. Из-за этого велосипедистам начисляли повременную плату за фактически неиспользованные услуги. В компании объяснили, что виной всему — сбой программного обеспечения проката велосипедов, которое в этом году было заменено с чешской системы Homeport на отечественную систему "Велогород". В компании заверяют, что списывать ошибочно начисленную плату с пользователей не будут.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры заявили, что предварительные тесты системы показали ее готовность к полноценной эксплуатации, но после первых суток работы возникли ошибки. В комитете связали сбой с большой нагрузкой, технологическими особенностями системы и общей изношенностью техники.
Власти оценивают, что частичный перезапуск доработанной системы произойдет 9 мая, а полный — 14 мая.
В КРТИ вчера сообщили, что "Велогород" разработал систему компенсаций пользователям, которая будет активирована после выхода в штатный режим работы. Клиенты, которые приобрели абонементы на разовую поездку и на сутки в период с 30 апреля по 14 мая получат аналогичные абонементы бесплатно после 14 мая.
По остальным абонементам будет предоставлена скидка 25%, активация которой будет производиться после выхода системы в штатный режим работы. На личный счет пользователя будет возвращена сумма, соразмерная указанной скидке.
По данным официального сообщества "Велогорода" в соцсети, стоимость абонемента на одну поездку составляет 60 рублей, на сутки — 130 рублей, на три дня — 210 рублей, на месяц — 1250 рублей. Система штрафов у проекта весьма жесткая. Если пользователь берет велосипед в рамках повременной оплаты, то его использование более 24 часов влечет за собой штраф в размере 30 тыс. рублей.
ООО "Велогород" зарегистрировано в Москве, единственным владельцем выступает Алексей Линьков. Проект был запущен в Петербурге администрацией города совместно с Банком Москвы в 2014 году, и банк тогда выделил половину бюджета проекта за первый год работы, а именно — 50 млн рублей. Сейчас банк не участвует в проекте. В 2015 году в Петербурге действовало 90 станций велопроката, в сети зарегистрировалось более 29 тыс. человек, которые совершили 188 тыс. поездок. На данный момент в проекте задействовано 600 велосипедов, станций в городе насчитывается 96, в системе зарегистрировано около 40 тыс. пользователей.
В КРТИ заявили "Ъ", что на городском бюджете неполадки в работе проката никак не отразятся: компенсировать затраты пользователей ООО "Велогород" будет из собственных средств. Пресс-секретарь "Велогорода" Ольга Бударина подтвердила "Ъ", что компания возьмет на себя все затраты, что, очевидно, "снизит сумму ее выручки". Оценить потери госпожа Бударина не смогла. По ее словам, количество проданных за первые шесть дней сезона абонементов составило 1154 штуки. Она заметила, что интерес к проекту со стороны горожан растет — только за первый день работы проката количество регистраций на официальном сайте выросло в 3,5 раза. По словам госпожи Будариной, эти цифры позволяют прогнозировать рост общей выручки компании по итогам сезона.
Отметим, велопрокат работает при поддержке городских властей: Смольный компенсирует из городской казны разницу между выручкой и операционными расходами "Велогорода". В прошлом году город выплатил компании 24 млн рублей, тогда как выручка компании составила примерно 10 млн рублей, а операционные расходы были оценены в 30 млн рублей. В бюджете нынешнего года субсидия "Велогороду" заложена в размере 81,37 млн рублей. "В прошлом году субсидия была зарезервирована приблизительно в том же объеме, но компании столько средств не понадобилось и остаток вернулся в бюджет", — объяснили "Ъ" в пресс-службе КРТИ.
Нельзя исключать, что из-за сбоя в программе проката велосипедов на проект потребуется больше денег, чем в прошлом году, а это означает, что в бюджет вернется меньше денег. Иными словам, сбой все равно может сказаться на кошельке горожан, хотя вице-губернатор Игорь Албин акцентировал внимание на том, что неоказанная услуга не должна быть оплачена жителями Петербурга и гостями города.
По словам советника вице-губернатора Игоря Албина по развитию велосипедной инфраструктуры Дарьи Табачниковой, несмотря на то, что это серьезный недочет, проект очень востребован горожанами, поэтому сокращения спроса не будет. "Если проблему удастся решить быстро, то никаких последствий явно для компании не будет, а если это затянется, к примеру, на месяц, то они вероятны", — высказалась госпожа Табачникова.