Пароходство доплыло до залога
Владелец «Башкирского кирпича» согласился подождать оплаты долга в обмен на теплоход
Башкирскому речному пароходству (БРП), подконтрольному правительству республики, удалось избежать начала банкротства. Предприниматель Вадим Гатауллин, подавший иск о признании предприятия несостоятельным за долг в размере 4,14 млн рублей, намерен подписать с ним мировое соглашение о реструктуризации задолженности до конца года. До этого времени в залоге у кредитора будет находиться теплоход-площадка «Окский-64». Но так как господин Гатауллин — не единственный и даже не самый крупный кредитор пароходства, говорить о том, что угроза банкротства миновала, преждевременно, полагают юристы.
Арбитражный суд Башкирии 4 мая утвердил текст мирового соглашения Башкирского речного пароходства и предпринимателя, владельца группы «Башкирский кирпич» Вадима Гатауллина, подавшего иск о признании пароходства несостоятельным. Как следует из материалов суда, стороны намерены подписать документ до 30 мая. Он предполагает, что БРП в день заключения соглашения погасит больше половины суммы долга перед господином Гатауллиным (2,3 млн из 4,14 млн руб.). Оставшиеся 1,84 млн руб. пароходство по соглашению должно выплатить до 30 декабря текущего года траншами от 26,22 тыс. до 259,69 тыс. руб. в месяц. В качестве обеспечения обязательств БРП передает Вадиму Гатауллину в залог сухогрузный теплоход-площадку «Окский-64» 1982 года постройки. Стоимость имущества в материалах суда не уточняется. Производство по банкротному иску предпринимателя арбитражный суд Башкирии прекратил.
Господин Гатауллин вчера для комментариев был недоступен. Генеральный директор пароходства Сергей Фомичев от них отказался, сославшись на занятость.
Задолженность пароходства перед Вадимом Гатауллиным сложилась в результате выкупа республикой в 2013 году по оферте принадлежавших предпринимателю акций БРП и аффилированного ОАО «Грузопассажирские перевозки» (по 2,5% акций). После слияния предприятий в 2014 году господин Гатауллин отсудил у пароходства 4,5 млн руб. разницы между ценой выкупа акций и их рыночной стоимостью. Банкротный иск к пароходству он направил в суд в марте текущего года. Другие кредиторы с такими исками пока не обращались, хотя в базе исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов фигурирует 21 исполнительное производство в отношении БРП на сумму 39,57 млн руб. Еще один иск — от ЗАО «СТК-Петролеум» о взыскании с пароходства 34,7 млн руб. задолженности за поставленное топливо — находится на рассмотрении арбитражного суда республики. Как сообщал „Ъ“, судебные приставы по исполнительным листам начали арестовывать имущество пароходства. Арест, в частности, был наложен на единственный круизный теплоход предприятия «Башкортостан», на который в летнюю навигацию уже проданы билеты, а также на плавучую гостиницу «Бригантина». Оба ареста пароходство пытается оспорить в суде. Оно также намерено доказать несправедливость оценки этого имущества, подготовленного к реализации на торгах. Как ранее сообщал „Ъ“ Сергей Фомичев, стоимость «Бригантины» была оценена ниже рыночной как минимум в семь раз. Сегодня в арбитраже должен быть рассмотрен иск БРП об оспаривании оценки гостиницы и решения о ее продаже.
По итогам прошлого года пароходство показало убыток в размере 146,99 млн руб. Предприятие оказывает услуги грузовых и пассажирских перевозок на воде, ремонта судов, поставки песчано-гравийной смеси. Объединяет дочерние ООО «Речной порт „Уфа“»,«Узел связи», «Судоремонтно-судостроительный завод». 83,56% акций принадлежит правительству Башкирии. В конце апреля правительство одобрило решение о продаже части активов БРП. В частности, компании «Уралтрансстрой» (принадлежит на 75% Екатерине Дьяковой, на 25% Нине Шенкнехт) было продано дочернее ООО «Речной порт „Бирск“». Сумма сделки не разглашалась. По предположению бывших сотрудников пароходства, имущество могло быть продано по остаточной стоимости — около 40 млн руб. На продажу планируется выставить также ООО «Узел связи», главным активом которого является здание на улице Ленина, 148 в Уфе, сообщили „Ъ“ источники, близкие к руководству пароходства. Стоимость актива не уточняется. Эксперты рынка недвижимости оценивают его в пределах 30 млн руб.
Генеральный директор компании «Бэйсик консалтинг» Рауль Сайфуллин отмечает, что если БРП не исполнит условия мирового соглашения, кредитор через три месяца сможет вновь инициировать банкротное производство. «Кроме того, нет никакой гарантии, что с заявлением о банкротстве в суд не обратятся другие кредиторы предприятия»,— добавил юрист.
Бывший генеральный директор пароходства Павел Юрченко отмечает, что для Вадима Гатауллина мировое соглашение лучший выход, так как если бы процедура банкротства была запущена, «он вошел бы в реестр кредиторов третьей очереди и рисковал не получить ничего». В том, что пароходство рассчитается с предпринимателем в оговоренные сроки, собеседник сомневается: «В первую очередь придется гасить долги перед бюджетом, поддерживать навигацию». «Скорее всего, пароходство вообще к концу года не будет существовать в его нынешнем виде. По всей видимости, будет принято решение сохранить только речной порт „Уфа“, через который идет перевалка грузов для дорожного строительства, а все остальное будет продано или выведено за периметр предприятия»,— полагает господин Юрченко.