Бюджетники остались с чем были
Рост зарплат по майским указам не смог обогнать инфляцию
Зарплаты бюджетников, несмотря на доплаты в рамках исполнения изданных ровно четыре года назад майских указов, по своей покупательной способности остались на уровне 2012 года. Такой вывод следует из докладов Высшей школы экономики, РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений, подготовленных по заказу Минтруда. Эксперты отмечают, что зарплаты врачей и учителей активнее росли в регионах с дефицитными бюджетами, где такое повышение зарплат в большей степени «спонсировалось» федеральным бюджетом.
Доклады Высшей школы экономики, РАНХиГС и Академии труда и социальных отношений (есть у “Ъ”) подготовлены по заказу Минтруда и описывают ситуацию с зарплатами в целом в экономике начиная с 2000 годов. Рассматриваются, в частности, промежуточные итоги исполнения изданных четыре года майских указов — в части повышения зарплат бюджетникам. Напомним, 7 мая 2012 года, в день вступления в должность президента, Владимир Путин подписал 11 указов, которыми обозначил задачи государства в социальной сфере.
На основе майских указов правительству были даны 218 поручений. Одно из них предписывало довести к 2018 году зарплаты врачей и учителей до размера двукратной средней зарплаты в регионе. В докладах экспертов указывается, что в 2012 году разрыв между средней зарплатой этих категорий бюджетников и работников частного сектора составлял 30–40%. Посчитано, что в результате исполнения указов зарплата врачей и учителей заметно выросла — по итогам 2015 года у врачей в номинальном выражении она составила 156% от средней в экономике, у учителей — 106%. Согласно Росстату, в прошлом году средняя зарплата врачей составила 48 тыс. руб. в месяц, учителей — 32,6 тыс. руб. Однако, следует из докладов, все повышение в итоге было съедено инфляцией. Динамика прироста реальных зарплат демонстрирует, что в бюджетном секторе в целом покупательная способность по итогам 2015 года снизилась до уровня начала 2012 года.
Как указано еще в одном исследовании «Где бюджетному жить хорошо?», подготовленном сотрудником Центра трудовых исследований ВШЭ Анной Шаруниной, относительная недоплата бюджетникам в сравнении с работниками небюджетного сектора с аналогичными обязанностями, продолжает составлять в среднем 24–27% практически во всех регионах (за исключением отдельных республик Северного Кавказа, где этот разрыв меньше). При этом в экономически сильных регионах, например в Москве и Санкт-Петербурге, бюджетникам парадоксальным образом платят относительно хуже, чем в других субъектах РФ. Регионы с дефицитными бюджетами, наоборот, подняли зарплаты бюджетникам значительнее — обращаясь за целевыми трансфертами к федеральному центру.
При этом если в регионе велика концентрация потребителей услуг бюджетного сектора — граждан старшего и младшего возраста,— то разрыв в оплате между бюджетниками и частниками возрастал. Младшие и старшие демографические группы, отмечает госпожа Шарунина, предъявляют повышенный спрос на образование и медицину, но пи этом как неработающие не платят налога с дохода физических лиц. Эта ситуация увеличивает финансовую нагрузку на бюджеты таких регионов.
Неравномерным повышение бюджетных зарплат оказалось и с точки зрения квалификации работников. В 2000-е годы максимальную разницу в оплате имели наиболее квалифицированные работники, а те, кто обладал низкими профессиональными навыками, получали в частном и бюджетом секторах примерно одинаковую зарплату. В результате исполнения майских указов разрыв для квалифицированных специалистов снизился, но для низкоквалифицированных вырос. Таким образом, указы 2012 года, хотя и сократили различие в оплате сопоставимых специалистов в двух секторах, также вызвали перераспределение средств внутри бюджетной сферы, увеличив более высокие зарплаты за счет сокращения более низких, отмечается в работе ВШЭ.