Турция и ЕС разминулись на пути друг к другу
Отставка премьера Давутоглу угрожает европейским перспективам Анкары
Отставка премьера Турции Ахмета Давутоглу поставила под угрозу соглашение между Брюсселем и Анкарой по урегулированию кризиса беженцев. В структурах ЕС объявили, что рассматривают запасной план действий на случай, если Турция откажется выполнять обязательства по приему беженцев из Сирии. Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что не собирается идти на уступки Евросоюзу, требующему пересмотра ряда турецких законов, и дал понять: в ближайшее время все усилия руководства страны будут брошены на то, чтобы превратить Турцию из парламентской республики в президентскую. Передача главе государства всей широты властных полномочий исключает приход на премьерский пост харизматичного политика, крайне затрудняя поиск компромисса между личными амбициями президента и поддержанием нормальных отношений с Брюсселем.
С объявлением премьера Турции Ахмета Давутоглу о грядущей отставке (он не будет выдвигать свою кандидатуру на пост главы правительства на съезде правящей партии 22 мая) под угрозой срыва оказались договоренности Анкары и Брюсселя по совместному урегулированию наплыва беженцев из Сирии. Соглашение предусматривает выплату Турции существенной денежной компенсации и снятие с нее Евросоюзом визовых ограничений в обмен на обязательства по приему беженцев из Сирии (см. "Ъ" от 19 марта). Вместе с тем, как сообщило немецкое издание Bild, в ЕС обсуждается запасной план действий — на фоне серьезных опасений, что соглашение с турецким руководством может провалиться. Уход Ахмета Давутоглу, чьими усилиями и был достигнут предварительный компромисс с европейцами, делает такой сценарий вполне вероятным.
За день до объявления турецкого премьера об отставке Еврокомиссия выдвинула Турции ряд условий, невыполнение которых в срок до конца июня поставило бы под угрозу либерализацию визового режима (см. "Ъ" от 5 мая). Одним из таких условий значилась необходимость пересмотра турецким руководством закона 3713 о противодействии терроризму. Требование о его смягчении неоднократно предъявлялось Анкаре в рамках продолжающихся с 2005 года переговоров о вступлении Турции в Евросоюз, а отказ Анкары идти на уступки был одним из важных факторов безуспешности этих переговоров.
В ЕС закон 3713 рассматривают в качестве ключевого инструмента подавления в Турции свободы слова, поскольку он содержит ряд статей об уголовной ответственности за пропаганду терроризма через СМИ. Президент страны и его ближайшее окружение выступают категорически против такой оценки и объясняют необходимость антитеррористического законодательства потребностями безопасности, особенно в условиях противостояния с Рабочей партией Курдистана, имеющей в Турции статус террористической организации.
Возвращение к этой теме в рамках вопроса о перспективах либерализации визового режима между Анкарой и Евросоюзом вновь вызвало глубокий раскол в турецком руководстве. В команде Ахмета Давутоглу, который всерьез рассчитывал на отмену европейцами виз для граждан Турции, надеялись на компромисс и продемонстрировали готовность обсуждать давний спор. Однако в процесс вмешался президент Реджеп Тайип Эрдоган. Он заявил, что Анкара не намерена менять антитеррористическое законодательство "в угоду Евросоюзу". "Извините, но мы идем своим путем, а вы идите своим",— обратился турецкий лидер к европейскому руководству. Позднее он все же смягчил тон в адрес Брюсселя, выразив надежду на то, что "отмена визового режима станет важным шагом на пути вступления Турции в ЕС", и подтвердив приверженность Анкары идее стать частью европейского клуба.
Противоречий в заявлениях турецкого лидера оказалось достаточно, чтобы в руководстве Евросоюза приступили к изучению альтернативы соглашению с турецким руководством, а также возможности приостановки обещанных Турции траншей на урегулирование миграционного кризиса в размере €3 млрд (с возможностью удвоения этой суммы к концу 2018 года). Один из альтернативных вариантов предполагает создание на греческих островах центров приема и регистрации беженцев, приостановку паромного сообщения с материковой частью Греции и депортацию нелегальных мигрантов непосредственно в их родные страны.
Эти меры, возможно, могли бы заменить соглашение с Анкарой о реадмиссии, предполагавшее возврат в Турцию нелегальных мигрантов в обмен на легальных беженцев. Соглашение должно вступить в силу 1 июня, однако с учетом последних заявлений президента Турции и внутриполитической турбулентности на фоне предстоящего ухода в отставку кабинета его реализация также оказалась под вопросом.
Новый глава правительства Турции и по совместительству лидер правящей Партии справедливости и развития будет избран на партийном конгрессе 22 мая. С учетом намерений Реджепа Тайипа Эрдогана в ближайшее время осуществить переход от парламентской республики к президентской и вынести соответствующие поправки к конституции на референдум ожидается, что должность нового главы правительства займет фигура, целиком подконтрольная президенту. В числе наиболее вероятных кандидатов эксперты называют экс-министра транспорта, связей и коммуникаций Бинали Йылдырыма и действующего министра энергетики, зятя президента Берата Албайрака. Шансы последнего возросли в понедельник — после того, как в интернет попал компромат на сына Бинали Йылдырыма, злоупотребляющего азартными играми.
Учитывая, что главной задачей нового премьера станет обеспечение перехода к президентской системе правления (то есть удовлетворение политических амбиций Реджепа Тайипа Эрдогана), поиск новых компромиссов в отношениях Турции с европейскими партнерами обещает быть крайне затруднительным.