Хоккеисты почувствовали себя дома
Сборная России разгромила латышей
Сборная России 9 мая провела наконец первый по-настоящему яркий матч на домашнем чемпионате мира. В третьей встрече группового этапа она, блеснув серией ярких атак и показав мужество при игре в меньшинстве, разбила команду Латвии.
Сборная Латвии в День Победы если не пугала, то беспокоила. Например, своими предыдущими выступлениями на чемпионате. Латышам на старте турнира выпало встретиться поочередно со всеми тремя грандами из группы A, и в предыдущих матчах она их больно покусала, не уступив ни шведам, ни чехам в основное время. А еще она пугала спонсорскими надписями на шлемах и рукавах свитеров. Grindex — это ведь та самая компания, которая выпускает с некоторых пор известный всем, кому небезразличен отечественный спорт, препарат мельдоний. И между прочим игра латышской команды в первом периоде могла навести на мысль, что ее запрет мельдония, помогающего восстанавливать силы, в отличие от соперников, не коснулся: в скорости, в энергичности она хозяевам не уступала.
Шел хоккей лихой, с шансами у тех и у других. Зрелище было и красивым, и — для большей части аудитории «ВТБ Ледового дворца» — видимо, все-таки неприятным. Сборная России до этого провела два, прямо скажем, не слишком убедительных матча, проиграв чехам и с трудом, в жуткой нервотрепке одолев казахстанцев, а переживавшим за нее наверняка хотелось увидеть наконец что-то посолиднее, что-то достойное статуса фаворита. Постоянный же обмен уколами, как ни крути, на хоккей золотой не тянул.
Но после перерыва все изменилось. Сборная России открыла его шедевром от Павла Дацюка, разрезавшего чужую зону феноменальной по точности диагональю. Артемий Панарин щелкнул в касание и прошил латышского голкипера Элвиса Мерзликина. Следующий шедевр не заставил себя долго ждать. Звено, в котором с Панариным играют два его бывших партнера по СКА — Вадим Шипачев и Евгений Дадонов, выдало трюк в лучших традициях российской школы. Все было сделано на носовом платке, на десяти квадратных метрах льда — и каждый ход этой стремительной комбинации удивительно метко попадал в такт. Шипачев отнял шайбу у дальнего борта и отпасовал ее Панарину. Панарин почти вслепую перекинул к противоположному углу. А там уже готовился забивать Дадонов.
Вскоре Панарин мог набрать еще очко за результативность. Теперь один на один с Мерзликиным передачей через две трети площадки его вывел Сергей Мозякин. Вратарь в поединке взял верх, но общего ощущения, что две российские шайбы поставили шустрых и отважных латышей на колени, эта его удача не отменила.
Между тем главное испытание, как выяснилось, было у сборной России не позади, а впереди. Ближе к концу второго периода Алексей Емелин, срубивший Микса Индрашиса, заработал пятиминутный штраф, подразумевающий и уход нарушителя с площадки вплоть до окончания матча. Пятиминутное удаление — оно само по себе грандиозный подарок команде, имеющей лишнего. И этим лишним сборная Латвии, надо сказать, пользовалась умело, но, на ее беду, чересчур хорош в российских воротах был Сергей Бобровский.
Судьи усложнили ему задачу, посреди этого штурма усадив на скамейку штрафников и Вячеслава Войнова. Сборной России пришлось обороняться в формате «три на пять» минуту с довеском, страшную по драматизму минуту, но Бобровский с партнерами устояли. И этот отрезок в их исполнении тянул на натуральный подвиг из категории таких, после которых матчи уже не проигрывают,— ну не мог он пропасть зря.
Сборная России позволять своему подвигу пропасть и не собиралась. Питерское звено в заключительном периоде еще разок раскупорило латышскую защиту изящной перепасовкой, завершенной Шипачевым, после чего эффектную шайбу забросил Мозякин. Кажется, никто на трибунах так и не понял, почему чистейший вроде бы гол не засчитали, но это решение принципиально ни на что уже не могло повлиять. Представить почувствовавшую свою мощь российскую сборную прогнувшейся из-за какой-то мелкой неприятности было немыслимо. Она и не прогнулась — даже несмотря на то, что под занавес матча вновь была вынуждена довольно долго отбиваться втроем против пяти оппонентов. В итоге не просто отбилась, а заставила латышей схватить двухминутный штраф и пропустить четвертый гол от раскаленного докрасна Панарина.
Алексей Доспехов