Водителям дали возможность для маневра
ФОМ узнал, как автомобилисты относятся к опасному вождению
Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) выяснил, что думают автомобилисты по поводу введения штрафов за опасное вождение. 41% респондентов считает, что новые санкции ситуацию на дорогах улучшат, 39% полагают, что не изменят. Такой разброс мнений объясняется и тем, что пока никто толком не знает, что же такое опасное вождение. В Белом доме, по данным "Ъ", уже подготовили необходимые поправки к ПДД и скоро обнародуют расшифровку самого термина.
Фонд "Общественное мнение" представил исследование, посвященное проблемам автомобилистов и безопасности дорожного движения. Соцопрос проводился 8-14 апреля среди 2 тыс. респондентов в 55 российских регионах. Одна из тем, в частности, касалась термина "опасное вождение".
Напомним, в 2015 году по поручению премьера Дмитрия Медведева ГИБДД подготовила первый вариант определения термина "опасное вождение" (он должен появиться в ПДД) — "создание водителем опасности для движения путем неоднократного совершения одного или нескольких действий", причем под "действиями" подразумевались резкие перестроения при интенсивном движении, необоснованное резкое торможение, препятствование обгону и другие маневры. Господин Медведев счел формулировку слишком сложной и поручил ГИБДД вместе с общественностью ее доработать. В качестве наказания предлагаются санкции от 5 тыс. руб. (вариант ГИБДД) до лишения прав (вариант мэрии Москвы) и даже привлечение к уголовной ответственности (министры Михаил Абызов и Николай Никифоров). Общий контроль работы по теме "агрессивного вождения" в правительстве осуществляет секретариат первого вице-премьера Игоря Шувалова.
ФОМ в ходе исследования задавал респондентам вопрос: улучшится ли ситуация на дорогах после введения штрафов за опасное вождение. 45% опрошенных считают, что улучшится, 30% — что нет, 25% затруднились ответить. Причем мнения водителей по поводу новых санкций разделились практически поровну: 41% считает, что после введения санкций на дорогах станет безопаснее, 39% так не считают. 48% из тех, кто машину не водит, выступают за усиление наказания.
"Водители считают, что штрафы ситуацию не улучшат, потому что понимают, насколько сложно засвидетельствовать такое нарушение,— считает президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре.— Поэтому очень важно разъяснять этот термин". "Конечно, термины должны быть понятными для граждан, и по поручению премьер-министра они были уточнены,— прокомментировали результаты соцопроса в секретариате Игоря Шувалова.— С опасным вождением сталкиваются почти все, но, как только от таких действий страдают родные или друзья, отношение к агрессивным водителям сразу же меняется в сторону порицания".
По мнению координатора движения "Синие ведерки" Петра Шкуматова, нововведение поддерживают в основном начинающие водители, у опытных же термин "опасное вождение" и наказание за него вызывают скепсис. "Они знают, как работает ГИБДД,— говорит он.— Потому что статья КоАП, которая в перспективе будет карать за опасный стиль вождения, будет применяться исходя из субъективной оценки инспектора".
По итогам общественного обсуждения подготовлена новая редакция постановления правительства (поправки к ПДД) об опасном вождении — документ уже внесен в правительство, рассказал "Ъ" представитель секретариата господина Шувалова. Чем новая редакция отличается от первоначальной версии ГИБДД, он не уточнил. Также в течение двух недель по поручению господина Шувалова специальная группа экспертов при правительственной комиссии сформирует пилотный вариант библиотеки из наглядных видеороликов с примерами опасного вождения: они будут размещены на специальном интернет-ресурсе. "Так граждане начнут лучше понимать опасность этого правонарушения, а у ответственных лиц появятся четкие правовые критерии",— отметил представитель секретариата Игоря Шувалова.