"Единая Россия" зазывает Балканы в новый союз
нейтральных государств Юго-Восточной Европы
"Единая Россия" подписала с двумя оппозиционными партиями Черногории Ловченскую декларацию, которую руководство единороссов расценило как модель будущих отношений РФ с балканскими странами. Документ предусматривает создание союза нейтральных государств Юго-Восточной Европы и сохранение Косово в составе Сербии. Декларация фактически призывает к пересмотру ключевых положений внешней политики ряда балканских стран и потому вряд ли будет приемлема для их властей. С подробностями — корреспондент "Ъ" на Балканах ГЕННАДИЙ СЫСОЕВ.
Ловченскую декларацию "Единая Россия" подписала в конце минувшей недели в исторической столице Черногории Цетине (ее символом является гора Ловчен) с лидером Демократической народной партии (ДНП) Миланом Кнежевичем. В тот же день, как выяснил "Ъ", к ней присоединился еще один черногорский оппозиционер — лидер Социалистической народной партии Срджан Милич. Он, правда, предпочел это не афишировать.
Декларация содержит две ключевые идеи: поддержка создания союза нейтральных государств Юго-Восточной Европы, в конституции которых был бы закреплен военный нейтралитет, и сохранение Косово в составе Сербии. Зампред Госдумы и заместитель секретаря генсовета "Единой России" Сергей Железняк объявил, что Ловченская декларация "продвигает идеи и принципы, которые могут стать прочным фундаментом отношений с Черногорией и другими балканскими странами". Другими словами, в декларации единороссы видят своего рода модель будущих отношений России с Балканами.
Идею союза нейтральных балканских стран выдвинул как раз выбранный единороссами в качестве черногорского партнера Милан Кнежевич во время февральского визита в Москву, когда он в составе делегации оппозиционного "Демфронта" встречался с руководством Госдумы и партии "Родина". По его замыслу, в этот союз должны войти Сербия, Черногория, Македония и Босния и Герцеговина, а их нейтралитет гарантировали бы Североатлантический альянс и Россия. Идея, которая стала ответом на приглашение Черногории в НАТО в минувшем декабре, получила поддержку в Москве, противящейся расширению альянса.
Однако возможная ставка России на ДНП как генератора идеи нейтралитета для Балкан выглядит проблематично. Даже в рамках небольшой Черногории это достаточно маргинальная партия, имеющая в парламенте страны всего три депутата. Кроме того, она жестко выступает против диалога с властями и ратует за уличные протесты с целью смещения режима. Наконец, на днях ее лидер вообще поставил под сомнение легитимность восстановления Черногорией независимости на референдуме 2006 года, хотя его итоги Россия признала одной из первых.
Главная же уязвимость Ловченской декларации в том, что она предусматривает, по сути, пересмотр ключевых положений внешней политики ряда балканских стран. Черногория уже в 2017 году рассчитывает стать полноценным членом НАТО. Македония и Босния и Герцеговина являются кандидатами на вступление и отказываться от этой цели не собираются. А Сербия, хотя и декларирует военный нейтралитет, активно взаимодействует с альянсом и не спешит закреплять в конституции нейтральный статус. Поэтому рассчитывать на содействие властей большинства балканских государств в продвижении идей Ловченской декларации вряд ли реально.
Это кстати показала и сама история подписания декларации. Как стало известно "Ъ", помощник господина Железняка Виктор Колбановский привез в Черногорию еще и проект меморандума о взаимодействии с правящей Демократической партией социалистов, в котором содержалось важное положение о том, что "российская сторона поддерживает проведение в Черногории референдума по НАТО, но уважает ее право самой принять решение".
По словам источника "Ъ" в руководстве правящей черногорской партии, там были готовы принять меморандум, "ибо заинтересованы в восстановлении дружеских отношений с РФ", однако "подписание представителем "Единой России" декларации с партией, пытавшейся на улице свергнуть законную власть (речь о черногорских оппозиционерах, в октябре прошлого года попытавшихся захватить парламент.— "Ъ"), и закрепление в документе идущих вразрез с черногорской внешней политикой положений делают это проблематичным".