Президент на добром слове
В прессе Татарстана не обнаружили критики в адрес Рустама Минниханова
В медийном пространстве Татарстана практически отсутствует критика президента республики Рустама Минниханова. Об этом заявили эксперты фонда «Медиастандарт» Комитета гражданских инициатив (КГИ), которые подготовили индекс критичности СМИ в российских регионах. Отсутствие негативных отзывов о деятельности господина Минниханова эксперты объясняют эффективностью главы региона, а также большими вливаниями бюджетных средств в СМИ. Местные эксперты соглашаются, что критики в «наших СМИ мало». Одни связывают это с «высоким уровнем благополучия в республике». Другие говорят, что журналисты «побаиваются критиковать» и считают, что «мы вернулись во времена Советского Союза, когда первое лицо всегда право».
Вчера фонд «Медиастандарт», созданный при КГИ экс-министра финансов России Алексея Кудрина, опубликовал рейтинг критичности региональных медиа по отношению к местной власти. С ноября 2015 года по апрель 2016 года эксперты анализировали заметки более тысячи наиболее цитируемых региональных изданий, выставляя оценки «в зависимости от того, какой тон по отношению к властям региона и лично губернатору преобладал — критичный, нейтральный или лояльный». Критика региональных властей в федеральной прессе не учитывалась. По итогам исследования каждому из российских субъектов был присвоен индекс критичности СМИ от 0 до 1, который «показывает, какая часть медиапространства занята критичными по отношению к местной власти изданиями». «0» означает, что в регионе отсутствует пресса, которая критикует губернатора, а «1» — все СМИ оказались критичными. При этом высокий уровень критики наблюдается лишь в семи регионах: например, в Карелии (индекс 0,81), Ивановской области (0,7), Бурятии (0,556), Новосибирской области (0,524). Татарстан с индексом 0,082 оказался в группе 28 регионов, где явно «полное отсутствие или очень низкий уровень критичности СМИ к региональной власти».
Авторы исследования выделяют разные факторы, почему в трети регионов практически отсутствует критика губернаторов. Так, «низкий, но не нулевой уровень критичности» дают «уверенные позиции главы региона вместе с высоким уровнем благополучия жителей». К таким регионам относится и Татарстан, глава которого Рустам Минниханов занимает высокие места в рейтинге эффективности губернаторов, а сама республика входит в топ-5 по уровню жизни в «РИА рейтинг». Также низкая критика властей отмечается в регионах, которые лидируют по бюджетным расходам на СМИ (в фонде считают, что при выделении финансирования СМИ часто ставят условие не писать негативно о губернаторе). Напомним, в 2015 году ОНФ критиковал регионы за высокие расходы на освещение деятельности чиновников в прессе. Татарстан тогда вошел в пятерку лидеров по бюджетным расходам на СМИ. Несмотря на это, госфинансирование осталось на прежнем уровне: в 2016 году поддержка СМИ в республике составит 1,18 млрд руб. (год назад — 1,168 млрд руб.).
В Татарстане в целом соглашаются с результатами исследования «Медиастандарта». «Замерили добросовестно, критики высшего должностного лица республики в наших СМИ мало», — заявила „Ъ“ глава Союза журналистов Татарстана и вице-спикер Госсовета от «Единой России» Римма Ратникова. Она полагает, что «исследователи просто еще раз зафиксировали факт, что наш президент работает эффективно, а уровень благополучия в республике довольно высокий». При этом госпожа Ратникова не считает, что низкая критичность СМИ к власти свидетельствует об отсутствии свободы прессы: «Правительства строят новую экономику, благополучие, новую страну, республику — журналисты участвуют в этом, а не „вредят власти“ … Когда вместе — власть, гражданское общество, медиа — могут добиться большего, почему бы не делать это?!»
С госпожой Ратниковой отчасти согласна и заведующая кафедрой журналистики в Казанском федеральном университете Светлана Шайхитдинова: «Что стыдиться? У нас достаточно эффективное, успешное руководство в республике». Она также напоминает, что в предыдущие годы в Татарстане активно развивались региональные медиахолдинги, чтобы «сохранить районную и национальную прессу» (сейчас в Татарстане значительное число местных изданий консолидировано правительственным АО «Татмедиа»): «Это политика в Татарстане была успешная. Региональные СМИ поддерживают наши интересы, а не московские». Также Светлана Шайхитдинова считает, что в России так и не сложилась «национальная традиция, когда СМИ являются институтом, который включен в критический диалог с властью». В России СМИ по-прежнему «инструмент органов власти», заключает она.
Издатель газеты «Аргументы недели» в Татарстане Геннадий Наумов также говорит, что критиковать Рустама Минниханова не так много поводов, но объясняет отсутствие критики в региональных СМИ «политической системой, которая допускает государственную прессу». «Кому может прийти дикая идея критиковать того, кто тебя финансирует?» — удивляется он. При этом, по его словам, еще несколько лет назад местная пресса могла позволить себе критиковать высокопоставленных чиновников. В частности, вспоминает он, к «справедливой критике» лояльно относился экс-мэр Казани Камиль Исхаков. «Сейчас мы медленно и плавно вернулись во времена Советского Союза, когда первое лицо всегда право», — говорит господин Наумов.
В свою очередь политолог Владимир Беляев отмечает, что «номенклатура Татарстана не привыкла к гласности и транспарентности». При этом в 90-е годы, по его словам, критика в прессе была возможна, поскольку экс-президенту Минтимеру Шаймиеву противостояла оппозиция. Рустам Минниханов возглавил Татарстан, говорит господин Беляев, когда в регионе уже «сформировался автократичный режим»: в прессе присутствует критика только «начальства ранга ниже». «Большинство СМИ государственные, а те, кто нет, побаиваются критиковать. Им дальше жить в республике», — подытожил политолог.
Получить комментарии в аппарате президента Татарстана „Ъ“ вчера не удалось. Ранее на встречах со СМИ (журналисты приглашаются по отдельному списку) Рустам Минниханов говорил, что «критика необходима», если она конструктивная и «в словах журналиста нет злости и оскорблений». Господин Минниханов также отмечал, что власти республики «серьезных упущений, серьезных претензий к работе не допускают».