«Защиты от дурака сегодня не существует»
«Pro и Contra»: В Госдуму внесены поправки к закону об НКО
Госдума может смягчить закон об НКО. Депутат от ЛДПР Ярослав Нилов подготовил поправки к документу. Его законопроект уточняет понятие «политическая деятельность» для НКО и позволяет отдельным организациям избежать статуса «иностранный агент». На связи со студией «Коммерсантъ FM» сам Ярослав Нилов и председатель комитета благотворительной организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина обсудили тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Юрием Абросимовым в рамках программы «Pro и Contra».
Ярослав Нилов: «ЛДПР — это единственная фракция, которая исходя из той тревоги, которую забили благотворительные организации, не поддержала в первом чтении внесенный проект закона, как раз уточняющий понятие "политической деятельности". Но совместными усилиями в рамках рабочей группы мы вместе с благотворительными организациями, — за что отдельное спасибо такому фонду, как "Подари жизнь", за их активную позицию и сотрудничество, — подготовили поправку, в которой выводим из-под определения "политической деятельности" деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, благотворительности, защиты животного и растительного мира, физкультуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни, и еще ряд сфер затрагивается. Таким образом, эти организации могут не беспокоиться: даже в том случае, если есть внешнее финансирование из-за рубежа, подпадать под определение "НКО, выполняющее функции иностранного агента" они не будут.
Главный сыр-бор, на самом деле, идет достаточно давно. В 2012 году Государственная дума приняла поправки в закон "О некоммерческих организациях", и был определен новый статус организаций, которые получают деньги из-за рубежа и занимаются политической деятельностью. И вокруг этого понятия, вокруг термина "иностранный агент" очень много было дискуссий.
На сегодняшний день в России зарегистрировано только в Минюсте порядка 350 тыс. разных некоммерческих организаций. А организаций, выполняющих функции иностранного агента, всего порядка 120 штук. Я как депутат, который курирует Смоленскую область, Архангельскую область, от избирателей и от общественных структур вообще ни разу не слышал о каких-то проблемах. Это проблема Садового кольца и, наверное, какого-нибудь небольшого периметра в Санкт-Петербурге. Это достаточно узкоспециализированная проблема, гораздо больше проблем в регионах. В Москве это безумная работа эвакуаторов, которые их мучают. Проблемы во всей стране — это ЖКХ, дома в Архангельской области утопают в нечистотах, загубленное сельское хозяйство, необходимо развивать туризм, где некоммерческий сектор мог бы взять на себя особую роль. Но этим проблемам СМИ уделяют мало внимания. А насчет политической деятельности постоянно идет многолетняя дискуссия и обсуждение».
Светлана Ганнушкина: «Со многим из сказанного я согласна. Но, конечно, это не ограничивается Садовым кольцом, потому что правозащитный центр "Мемориал" — это межрегиональная организация, и многие организации, которые вошли в этот список из 124-х, может, уже больше, это организации всероссийские. Конечно, это не вопрос только Садового кольца, потому что у меня, например в мемориальской программе, было 50 регионов, сейчас 37 регионов из-за недостатка финансирования. И вопрос тут в том, что мы будем считать этой самой политической деятельностью?
На мой взгляд, даже на сегодняшний день такое определение, что благотворительные организации и многие другие организации, наша в частности — я имею в виду "Гражданское содействие" — это благотворительная организация, которая никак не могла попасть в этот список. Потому что там сказано, что политической деятельностью называется одно, другое, третье, десятое, но — самое главное — направленное на изменение государственной политики. За что наша организация попала в это число? Во-первых, я член правительственной комиссии по миграционной политике. Хорошо, я участвую, может быть, в какой-то небольшой мере в ее формировании. Но это не значит, что наша деятельность направлена на изменение политики. Дальше — антикоррупционная экспертиза, которую провела наша благотворительная организация. Благотворительная организация не может ограничиться только раздачей денег. Мы проводим и анализ происходящего. Но разве антикоррупционная экспертиза может быть отнесена к деятельности, противоречащей или направленной на изменение политики государства? Государство все время декларирует борьбу с коррупцией. Поэтому очень многое зависит не от того, что будет сказано в законе, а от имплементации, а имплементация зависит от установок».