АвтоВАЗ тронулся с места
Завод нарастил продажи по итогам апреля
АвтоВАЗ по итогам апреля впервые за два года улучшил показатели продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За месяц было продано 24648 автомобилей, что на 7,8 % больше, чем в апреле 2015 года, и на 10,7 % больше, чем в марте 2016 года. Однако финансовое состояние компании продолжает ухудшаться. По итогам первого квартала завод нарастил чистый убыток по МСФО до 8,6 млрд рублей. На АвтоВАЗе рассчитывают на «позитивные сдвиги» благодаря росту продаж новинок и поддержке акционеров. По мнению экспертов, ситуация на АвтоВАЗе может улучшиться к концу 2016‑го — началу 2017 года.
Во вторник АвтоВАЗ озвучил результаты продаж по итогам апреля. За месяц было продано 24648 автомобилей, что на 7,8 % больше, чем в апреле 2015 года, и на 10,7 % больше, чем в марте 2016 года. «Продажи Lada впервые за последние два года увеличились по сравнению с предыдущим годом. По предварительной оценке, доля марки на российском рынке достигла 20 %», — говорится в сообщении компании.
На АвтоВАЗе добавляют, что лидерами апрельского роста стали модели Lada Granta, Lada Vesta и Lada Xray. «Продажи Lada Vesta увеличились на 4,9 % по отношению к марту (продано 4821 автомобиль), а Xray, вышедший на рынок в феврале, показал 44‑процентный рост (2184 автомобиля). При этом Xray существенно улучшил свои позиции в рейтинге самых популярных легковых автомобилей на рынке РФ, поднявшись, по предварительной оценке, с 23‑го на 14‑е место», — сообщили в компании.
Lada Granta (продано 9888 штук), по предварительным данным, в апреле стала лидером в рейтинге самых продаваемых автомобилей в России. Vesta занимает четвертую строчку общероссийского рейтинга. «Возвращение Lada Granta на лидирующую позицию в рейтинге вполне закономерно (в марте автомобиль этой марки оказался лишь на третьем месте, было продано 5181 машин. — „Ъ“). Сказывается накопленный отложенный спрос на данную модель, со своей стороны, мы поддерживаем его акцией от Lada Finance, которая предоставляет дополнительную выгоду при покупке этого автомобиля», — цитирует АвтоВАЗ и. о. исполнительного вице-президента компании по продажам и маркетингу Виталия Осипова.
В то же время финансовое состояние АвтоВАЗа пока оставляет желать лучшего. Выручка компании по МСФО за первый квартал упала на 21 %, до 38,4 млрд рублей, чистый убыток увеличился в 48 раз, до 8,6 млрд рублей. В январе-марте АвтоВАЗ показал валовой убыток в 1,99 млрд рублей. Себестоимость продаж снизилась на 9 %, до 40,4 млрд рублей, административные расходы — на 14 %, до 2 млрд рублей. А расходы по продаже продукции увеличились на 54 %, до 1,9 млрд рублей. Краткосрочные обязательства АвтоВАЗа выросли на 11 %, до 49,7 млрд рублей, долгосрочные — на 6 %, до 51,8 млрд рублей.
Напомним, по итогам 2015 года АвтоВАЗ получил чистый убыток по МСФО в размере 73,9 млрд рублей. Тогда аудитор компании сообщил, что автопроизводителю требуется поддержка акционеров (Renault-Nissan и ГК «Ростех». — „Ъ“), иначе возникают сомнения, что в текущих финансовых и рыночных условиях АвтоВАЗ сможет непрерывно продолжать свою деятельность. Одним из сценариев является внесение средств в акционерный капитал и конвертации части долга. Итоговая схема действий еще не определена, говорил в апреле глава «Ростеха» Сергей Чемезов. Окончательное решение будет принято в ближайшие месяцы.
На АвтоВАЗе заявляют, что рассчитывают на «позитивные сдвиги» с учетом «положительного тренда» продаж новинок и «полной поддержки» акционеров. «Текущая стабилизация уровня продаж продиктована, в первую очередь, благоприятными экономическими условиями. В апреле курс рубля продемонстрировал наиболее существенный рост к доллару и евро с начала года, что придало уверенности населению и таким образом подстегнуло потребительскую активность. Более того, сыграл свою роль также и сезонный фактор — весной спрос на автомобили в бюджетном сегменте традиционно является наиболее высоким, а прошлый год стал, скорее, исключением из правил, что, впрочем, создало дополнительную поддержку уровню апреля 2016 года», — рассуждает директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков, добавляя, что помимо АвтоВАЗа неплохие результаты продаж в марте-апреле продемонстрировали практически все производители в бюджетном сегменте.
Директор по маркетингу портала Autospot Дмитрий Рыбальченко говорит, что убытки на фоне роста продаж — это «нормальная практика при агрессивном росте и развитии». «Естественно, масштабное обновление ассортимента (новые Vesta и Xray, спецверсии популярных моделей) требует огромных инвестиций, добавьте сюда весьма агрессивный маркетинг, который сопровождает АвтоВАЗ в последнее время. Все это не окупается за пару месяцев хороших продаж, — объясняет господин Рыбальченко. — В ближайшее время планируется повышение уровня локализации деталей в автомобилях из Тольятти, что должно снизить расходы на производство, плюс, продажи новых моделей, на наш взгляд, еще не вышли на свои действительные уровни. Не будем забывать и об активном наращивании экспорта». В целом эксперт ожидает, что ситуация на АвтоВАЗе может улучшиться к концу этого — началу следующего года.